Джон Рёскин, искусство и поп-музыка

08.11.2017

Джон Рёскин, искусство и поп-музыка

Кто давно следит за каналом, знает, что я стараюсь читать книги, связанные друг с другом темой, проблемой или автором. Уже были антиутопии и научная фантастика. Сейчас пришло время искусства.

Началось все с книги 1869 года «Теория искусства» Джона Рёскина. Это дико крутой искусствовед-аристократ-эстет-учитель. Первая половина книги дает осознанное понимание чувств, которые возникают при столкновении с искусством.

Затем я ознакомился с другим трудом Рескина - «Этика пыли», где в формате платоновских диалогов профессор объясняет девочкам устройство мира и человека через призму геологии, которая в 19 веке была крайне популярна.

Закончил я книгой о поп-музыке «Машина песен». После прочтения 300-страничного альманаха историй становления поп-музыки пришлось окончательно убедиться в том, что поп-музыка не имеет права называться искусством. And here is why…

По Рёскину искусство - выражение разумного и дисциплинированного наслаждения, доставляемого человеку формами и законами той вселенной, которой он составляет частицу. То есть искусство выражает действительность через призму человеческой мысли.

Искусство создается ни ради забавы, ни ради денег. Оно создается для чувств. Здесь оно и расходится с поп-конвейером, который обращается со своим творчеством к самому низменному, что есть в человеке. Таким образом, поп-музыка не является искусством, так как служит зарабатыванию денег, что по определению бесчувственно.

Кроме того, поп-культура не подразумевает размышлений. А для понимания произведений искусства необходим культурный, интеллектуальный или хотя бы эстетический бэкграунд. Любой бэкграунд подразумевает любознательность и усердие. Это те две черты, которых обществу всегда недостает. Это причина того, что практически любое искусство считается элитарным, что, конечно же, не так.

В любом случае, не хочу заканчивать на миноре, поэтому поделюсь ухищрением Джона, которое поможет тебе лучше понимать произведения искусства:

Глядя на предмет, замечай черты, определившие судьбу его в прошлом и обуславливающие его будущее.