Как узнать настоящего москвича?

26 June 2020

Это стало для меня невероятным открытием, но в Москве фишки и кэпсы, которыми рубились все дети в конце 90-х, называли сотками. Сначала я не верил своим ушам, потому что никогда не слышал такого названия. Да и как в такое можно поверить — во всей стране говорят кэпсы и фишки, и только в Москве — сотки. Но опросы коренных москвичей подтвердили этот факт — 100% респондентов 90-х годов рождения с уверенностью сказали, что эта игра называется сотки. Теперь вы знаете верный способ, как отличить настоящего москвича от таких понаехавших, как я.

Если вы бумер и не понимаете, о чём идёт речь, вспомните рассказ или фильм «Уроки французского» — там школьники играют в «чику», похожую игру.

Владимир Марков, «Игра в чику»
Владимир Марков, «Игра в чику»
Владимир Марков, «Игра в чику»

А для зумеров и ностальгирующих миллениалов, я подготовил ещё 5 фактов об этой игре:

  1. Игра в фишки появилась около ста лет назад на Гавайях. Тогда местные дети использовали вместо фишек крышки от молочных бутылок, но суть игры была похожей. Игроки складывал свои крышки в одну кучу, а затем бросали сверху еще одну. Все крышки, которые перевернутся от такого удара, забирал бросающий.
  2. Компании в разных странах выпускали брендированные фишки, чтобы привлечь внимание к своей продукции. В США это был производитель соков POG, поэтому там фишки называют pogs. В Россию игру привёз Chupa Chups — эти наборы назывались Chupa Caps, отсюда название «кэпсы». В Москве раньше других появились фишки SOTKA от компании «Аракс» — этим объясняется и популярность названия «сотки».
  3. Во всём мире в фишки играли так же, как на Гавайях, используя биту — её нужно было кидать сверху на стопку. В России и странах бывшего СССР бита не прижилась — игроки просто брали стопку фишек за рёбра и кидали их картинкой вниз.
  4. Ещё одна вещь, которая быстро отмерла — «поинты», ценность фишки, написанная на «рубашке». Какое-то время фишки с надписью 5 points ценились в пять раз дороже, чем остальные, но потом улица расставила всё по местам, и все кэпсы стали играть 1 к 1.
  5. Исключением были разве что очень редкие и красивые фишки — переливающиеся или особо плотные, они могли «стоить» дороже. Отдельную категорию составляли фишки с полуголыми девицами, одежда на которых исчезала при намокании картинки😳
Вы читаете блог Дмитрия Наумовца, руководителя отдела внешних и внутренних коммуникаций в Яндексе. Если вам интересны материалы о клиентском сервисе, русском языке и общении с пользователями, подписывайтесь на канал в Дзене и Телеграме.