У вас уже закончились все подсказки!

В жизни, как правило, нет готовых ответов. Сегодня выигрывает тот, кто развивает в себе способности быстро адаптироваться к внешним изменениям или самому генерировать изменения.

Одним из ключевых навыков является поиск и выбор решений. Это два принципиально разных процесса. В любом изменении, если это действительно изменение, сначала всегда идет поиск возможных решений, и лишь затем выбор одного из найденных решений.

Для эффективного поиска стоит развивать интуицию и навыки ставить и отвечать на открытые вопросы, не имеющие простого ответа «Да» или «Нет». Для эффективного выбора важен аналитический навык искать «правильный» ответ на один простой и закрытый вопрос: «Выберите правильный ответ из ограниченного списка».

Существующий у нас в школе механизм ЕГ напоминает больше телепередачу «Что? Где? Когда?» или еще проще «Кто хочет стать миллионером?». Но ведь это иллюзия «ботаника»! Это эффект страуса, зарывающего голову в песок. Это – загнанная в дальний угол подсознания, проблема, самоуспокоение в надеждах, что в ответственный момент Я вспомню правильный ответ и проблема как-то рассосется.

Реальная жизнь, с которой потом приходится сталкиваться, полна рисков потерять доход, остаться без работы или не достичь поставленной цели. Но нас ведь не учат думать вариативно, в терминах вероятности и рисков. Жизнь полна неожиданных событий и требует предвидения и творческого подхода - и к ремеслу, и к бизнесу. Да и сам человек, по своей природе творческая личность. Сколько бы ни писали инструкций, он все равно сделает по-своему… И это прекрасно!

А что же школа с ее ЕГ? Развивая навыки энциклопедиста, выбирающего правильный ответ из набора возможных, она воспитывает человека, с навыками операционной деятельности. Это тоже имеет право на существование во времена стабильности и застоя.

Но ведь мы живем во времена высокой скорости и нестабильности. Жизнь требует от каждого навыков творческого поиска и внедрения новых эффективных решений. Жизнь требует навыков развития, умения задавать отрытые вопросы, видеть проблему, ставить цели и внедрять новое.

Вспоминаются слова Владимира Высоцкого:

«Теперь позвольте пару слов без протокола.

Чему нас учит семья и школа?

Что жизнь сама таких накажет строго!

Но это вряд ли. Скажи Серега…»

К сожалению, не «вряд ли». И с этим надо что-то делать!