Можно ли пересекать «сплошную», если она завалена снегом?

25.12.2017

Обилие камер в городе оборачивается для автомобилистов дополнительными сложностями. При ухудшившихся погодных условиях разметка не видна, однако камеры настроены на конкретное место дороги и продолжают фиксировать нарушения, которые многие автомобилисты совершают неосознанно.

К примеру, у светофора завалена стоп-линия или после снегопада полоса для автобусов превратилась в ледяной отвал, и транспорт вынужден уходить на правый поворот из второго ряда. Но самое частое нарушение связано с выездом на «встречку», когда невозможно определить полосы или когда одну половину дороги уже почистили, а на другой снежные завалы.

Порой автомобили протаптывают на дороге только одну колею для двух полос. При появлении встречной машины транспортные средства тормозят и выползают одним колесом на снежный накат, оставаясь другим боком в одной из половинок колеи. Скорость падает примерно до 40-50 км/ч. А после разъезда участники движения вновь забираются всеми колесами на прочерченные дорожки. Бывает, что сотрудники ГИБДД за такие проделки вменяют водителям «выезд на полосу встречного движения» и грозятся лишением прав.

Формально это действительно нарушение. Если расчистить снег и посмотреть на разметку, то можно увидеть, что колея проходит посередине дороги и одно из колес действительно «нарушает». Руководствуясь здравым смыслом, однако, нарушение обнаружить трудно. Ведь другой-то дороги нет - не поедешь же по сугробу. Однако, если сотрудники ГИБДД могут войти в положение, то камеры остаются равнодушны к проблемам автомобилистов.

Если вы получили штраф за нарушение разметки в снегопад, то его вполне реально оспорить.

Пункт 9.1 Правил дорожного движения гласит: «Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств)».

Таким образом, если разметка не видна, то водители вправе сами определять полосу движения, на глазок разделяя дорогу на две половины. Если транспорт проложит колеи в обе стороны, немного отклонившись от первоначальной траектории разметки, то нарушением это считать нельзя, даже если на поворотах колея и пересекает на короткое время сплошную. В общем, если разметка не видна и скрыта снегом, то ее как бы и нет.

Однако пункт 4.4 ГОСТа Р 52289-2004 гласит: «На участках дорог, где разметка, определяющая режим движения, трудно различима или не может быть своевременно восстановлена, устанавливают соответствующие по значению знаки».

Поэтому при движении в снегопад следует внимательно смотреть на дорожные по сторонам. Знаки зачастую дублируют разметку. К примеру, в городе знаки движения по полосам определяют точное расположение полос, а стоп линия обозначена соответствующим знаком.

На загородных трассах сплошную разметку обычно распознают по знаку «обгон запрещен». Если он есть, то лучше действительно остерегаться покидать свою половину дороги, даже если колея и ведет в сторону. Штраф будет правомочен.

Нередко сотрудники ГИБДД встречают автомобилистов на спорных участках. То есть там, где разметка неожиданно пробивается из-под снега. Обычно это случается там, где движение более интенсивное: на поворотах или перекрестках. Когда асфальт открывается, водители просто не успевают сманеврировать, чтобы изменить направление движения, цепляют колесами сплошную линию. Здесь приходится убеждать сотрудников ГИБДД, что экстренное перестроение могло бы вызвать ДТП или провоцирование опасной ситуации.

Если такой спорный случай все же произошел и инспектора выписывают штраф, то его можно оспорить в суде. Для этого необходимо тщательно заснять дорогу, свой автомобиль и место нахождения экипажа ДПС. Если есть запись с видеорегистратора, то это существенно упрощает процесс защиты.

Таким же образом оспариваются и штрафы, приходящие от камер видеофиксации в городах с формулировкой «за нарушение требований дорожной разметки». Если разметка не видна, то и штрафа быть не может, за исключением случаев, когда движение по полосам регламентируется знаками.

Пожертвовать автору на еду можно переведя любую сумму