Буддийский взгляд на мир

В буддизме ваджраяны говорится, что эмоциям присуща изначальная мудрость. Таким образом, когда мы боремся со своей энергией, мы отвергаем в себе источник мудрости. Гнев, свободный от фиксаций, — это не что иное, как ясное видение. Гордость, ни к чему не привязанная, переживается как невозмутимость. Энергия страсти, свободная от зацепок, представляет собой мудрость широкого видения.

В практике бодхичитты мы также работаем с чистой энергией эмоций. Обычно усиление эмоций вызывает у нас страх, Этот страх всегда присутствует в нашей жизни. Во время сидячей медитации мы отбрасываем все словесные рассуждения и погружаемся непосредственно в эмоции и страх. Так мы учимся открывать своё сердце собственной энергии; учимся переживать пугающие нас эмоции.

Присутствие в настоящем моменте. Ещё одно качество, которое мы развиваем в процессе медитации,— это способность присутствовать в настоящем моменте. Каждую секунду, каждое мгновение мы осознанно делаем этот выбор — быть «здесь и сейчас». Присутствуя в своём теле и разуме в данный момент, мы проявляем внимание к себе, к другим существам и к миру. Это качество внимательности является непосредственным выражением нашей способности любить.

Обращение к настоящему моменту требует некоторого усилия, однако это усилие не должно быть чрезмерным. Мы лишь слегка «соприкасаемся и отпускаем». Например, мы соприкасаемся со своими мыслями, определяем их как «мышление» и затем отпускаем. Это неагрессивный способ быть «здесь и сейчас», отсутствие борьбы.

Некоторые мысли могут быть настолько привлекательны, что нам не хочется их отпускать. Нам гораздо интереснее смотреть это внутреннее кино, чем возвращаться к настоящему моменту. Мир фантазий бывает очень соблазнителен, поэтому, чтобы разрушить привычные паттерны, мы должны научиться прикладывать «мягкое» усилие, другими словами, культивировать сострадание к себе.

Практика медитации ведёт нас к майтри* и безусловной открытости. Когда мы ничему не сопротивляемся, а спокойно соприкасаемся со своими мыслями и затем отпускаем их, мы начинаем видеть, что наша изначальная энергия — любящая, здоровая и освежающая и что нашей истинной природой является бодхичитта, а не беспокойство и смятение.

*Майтри в буддизме - это первое из Четырех неизмеримых качеств бесстрашного и радостного просветленного ума, означающее любовь ко всем без исключения живым существам, и искреннее желание для них счастья и причин для счастья. Неэгоистическая любовь является совершенным состоянием ума, в котором естественным образом возникает сорадость. Здоровым откликом при виде кого-то счастливого и удачливого, возможно даже более счастливого, чем вы сами, является чувство радости за него и собственного счастья, оттого, что другие рядом с вами счастливы и благополучны. Поэтому развивая такое совершенное качество ума как любовь, учатся как состраданию, так и сорадости.

Существует буддийская практика — «восхищение добродетелями», смысл которой в том, чтобы научиться радостно приветствовать добрые качества других людей, не только молча признавать, но и выражать свою радость по поводу щедрости, доброты (и прочих прекрасных качеств) того или иного человека.

Майтри - это активная любовь, она направлена вовне, в мир, и основана на стремлении нести существам счастье и радость, а также помогать им обретать причины для будущего счастья.

Пема Чодрон "Там, где страшно"