КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ОБРАЩАТЬСЯ С ДЕНЬГАМИ. ЧАСТЬ.1

Здравствуйте,уважаемые родители!

Ну что,затронем тему,которая в нашей стране почти не обсуждается

да-да,это тема распоряжения денег

Раньше этому совсем не уделяли внимания. Зачем нужно объяснять ребенку про деньги и разные финансовые операции – понятно, но как объяснить ребенку, что это важно, и что именно воспитывать с детства? Можно ли заложить успешное финансовое будущее ребенка уже сейчас, не в смысле заработать для него побольше денег и недвижимости, а заложить основу, чтобы он сам мог создавать накопления в будущем, правильно распоряжаться ими?

Да, можно и нужно обязательно именно в детстве. Как показывают многочисленные исследования, в 13 лет уже поздно формировать финансовые привычки. К этому времени они уже все сформировались и будущие отношения с деньгами уже определены, во многом примером родителей. Ту информацию, которую ребенок успел накопить к этому моменту своей жизни, дальше можно только редактировать.

А какая вообще ситуация с финансовой грамотностью среди детей и подростков сейчас? Воспитывает ли их кто-нибудь? Что они вообще знают о деньгах?

Воспитывают их семьи, к этому подключается школа и само общество, но дела с этим у нас обстоят совсем не радостно. Согласно независимому международному исследованию качества образования пятнадцатилетних школьников PISA, в 2012 году у России по сравнению с 18 другими странами-участницами конкурса, результаты были очень средненькие, мы заняли 10-е место. Но если копнуть поглубже, мы видим статистику – наши дети очень плохо справляются с финансовыми задачами. Да, они могут хорошо считать – в школе научили, но если перенести ребенка в контекст жизненной задачи, где нужно выбрать – помидоры купить маленькими по три или большими по пять, то все – он теряется. Очень важно начинать работать с детьми по этому вопросу с раннего возраста, помогать формировать им полезные финансовые привычки. Исследования, проводимые международными организациями, такими, как Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Child and Youth в 132 странах мира доказывают, что чем раньше ребенок получает опыт движения к финансовой цели, сберегательный опыт, тем он комфортнее себя чувствует, когда вступает во взрослую жизнь. Для него уже нет ничего пугающего, недостижимого в том, чтобы самостоятельно накопить на машину, телефон, компьютер… Таким детям просто делать покупки в Интернете с младшего возраста. Им необязательно идти в магазины, с родителями, они все уже могут сделать самостоятельно, с помощью собственных банковских карт, на которых лежат их персональные денежные средства.

Если ребенок привык жить на широкую ногу, он уже не особо считает деньги, его так же воспитывают, для него сложно понимать, зачем это нужно делать и как?

Мы сталкивались с такой проблемой – родители, организуя очень счастливое детство для детей, к сожалению, не оставляют им возможности для их желаний, для небольших финансовых целей, для радости движения к этой цели. Большая просьба к родителям – сесть и вспомнить, как это было здорово, когда ты сам своими силами купил себе какую-то вещь.

Иметь мечту – это прекрасно. Вы же потратили не на украшение себе, не на игрушку, а на подарок маме. Мне кажется, каждый может вспомнить такую историю из жизни, когда мы откладывали, нам выдавали деньги на обеды, а мы не тратили, а покупали что-то своим родителям. Это возможность открыть себя такое удовольствие, это возможность самовыражения. Если мама за тебя 20 лет решает, что ты хочешь – покушать, надеть, ну как ты будешь дальше в этой жизни взаимодействовать, двигаться к каким-то более серьезным задачам? Важно давать пространство ребенку, слушать его, ни в коем случае не ругать.

Не контролировать расходы ребенка – очень сложно, потому что мы-то знаем, как нужно распорядиться с деньгами, а он откуда знает?

Здесь история не про контролировать, а про помогать, про разговаривать. Много ли

мы разговариваем с нашими детьми о том, как строится наш бюджет? Практически никогда. Стараемся ребенка всячески отгородить: вырастет, еще наработается, еще столкнется с этими сложностями. Эти истории

выливаются в очень многие конфликтные ситуации в семье, часто ребенок не понимает, видя пример семьи с другим достатком, которая может позволить чуть больше свободы ребенку в финансовых тратах. Ребенок не понимает: «Ну что меня не любят?» Не понимает, почему там дают, а тут не дают, он же не понимает, что просто возможности разные у семьи. История про открытый диалог, про то, что ребенок понимает, как деньги приходят в бюджет, на что они расходуются, что в этих расходах учтены интересы каждого члена семьи. Хорошо, если эти истории заканчиваются психологическим дискомфортом ребенка, заставляет задуматься. Однако в России есть очень много историй, когда ребенок в классе, и телефоны у всех крутые. Круче, чем у него. Родители, чтобы быть крутыми для своего ребенка, берут непосильный кредит на себя, лишь бы ребенку было комфортно. Какой урок из этого вынесет ребенок?

Вы за то, чтобы посвящать ребенка в семейные доходы и расходы. Обсуждать с ним эту тему. С какого возраста можно?

С 10–12 лет вполне комфортно, при этом ребенок чувствует себя очень важным и взрослым, он принимает участие в семейном совете, он может как-то влиять, вынести какие-то уроки для себя из того, как мама и папа распоряжаются деньгами.

Дорогие друзья,это далеко не все ответы на вопросы,касаемые финансового воспитания детей,и я очень хотела бы освящать вас постепенно некоторыми знаниями в этой области)

В следующей части мы рассмотрим еще вопросики по этой теме

ий