3 дня с Ярославом Шестопаловым: "Таксфон" изнутри

29 July 2017
Мой самолёт приземлился в международном аэропорту Казани ранним – ветреным и прохладным – июльским утром. А уже через час, в зале прилёта, я встречал того человека, с которого начался "Таксфон" – проект, обещающий изменить привычное положение дел на хорошо всем известном рынке такси.
3 дня с Ярославом Шестопаловым: "Таксфон" изнутри

Небольшого роста, коренастый, в простецкой, но удобной одежде, приспособленной к бесконечным перелётам и переездам, он вышел из-за широко открытых стеклянных дверей зоны получения багажа стремительной походкой, бросил на меня короткий, сосредоточенный взгляд, не останавливаясь протянул для пожатия руку: "Здравствуйте! Пойдёмте!" – и, не дожидаясь ответных реверансов с моей стороны, приличествующих в подобных случаях, устремился дальше, ловко маневрируя на ходу своим небольшим, серебристым чемоданчиком на колёсах, больше похожим на сейф, чем на сумку. Едва поспевая, я "скакал" за ним молча, находясь в предвкушении от того, с кем и с чем мне предстоит познакомиться в эти 3 дня в столице Татарстана...

День первый

Разместившись в отеле и наскоро приведя себя в порядок после весьма утомительных перелётов с пересадкой, я спускаюсь в холл, где через пару минут появляется и Ярослав. Привычно не останавливаясь, кивает, обращаясь ко мне, в сторону выхода, где нас уже ожидает такси. Садимся и едем. Молча. Ярослав сосредоточенно думает о чём-то, я ему не мешаю, тщетно пытаясь представить себе, куда мы направляемся и что мне предстоит увидеть.

Офис разработчиков приложения

Поднимаемся на 5-й этаж Делового центра на весьма неспешном лифте, короткий переход по коридору, открываем дверь и попадаем в офис, в котором царит весьма спартанская обстановка: только столы, стулья и компьютеры, за которыми расположилась многочисленная команда программистов, работающих над приложением. Никаких излишеств. Только самое необходимое. Обстановка – рабочая: подобающую для "айтишных цехов" тишину прерывают лишь многочисленные щелчки, исходящие от клавиатур. На наше появление реагируют молча. Встают из-за рабочих мест, завидев меня и Ярослава. Знакомимся накоротке – дежурные рукопожатия и улыбки, имена. Конечно, всех не запомню... В эти три дня непосредственно с нами будут работать лишь два человека: руководитель команды разработчиков Руслан и его помощник. Остальных не отвлекаем от дел, а потому удаляемся в соседнее помещение – переговорную.

Там есть всё, что нам нужно – столы, по кругу которых и располагаемся, стулья, листы бумаги, ручки, белая пластиковая доска с маркерами и фишками... К нам присоединяется Алексей – владелец таксопарков в Уфе и Сочи. Всё. Остальные участники рабочей группы прибудут позже. Начинаем...

Без длинных предисловий Ярослав посвящает нас в программу работы нашей группы: каково состояние дел, что сделано, что предстоит сделать, что следует обсудить за эти три дня, какие решения мы должны принять... Я понимаю: попал в самое "сердце" компании и (о, наконец-то!) познакомлюсь с той информацией, которая до сих пор была скрыта от меня и многих других партнёров. Внимательно слушаю и делаю записи, чтобы потом поделиться ими со всеми...

Речь руководителя

Ярослав говорит с жаром, уверенно, увлечённо! Настолько, что сразу понимаешь: проекту быть – столько сил и энергии в фиктивные или малозначащие проекты не вкладывают. Он обращает наше внимание на такое количество "мелочей", что его глубина понимания вопросов, связанных с этой сферой бизнеса, становится очевидной: позиционирование приложения, удобства пользования им, положение дел у конкурентов, мнения простых водителей такси, требования к проекту со стороны партнёров и владельцев таксомоторного бизнеса, необходимость применения технологических инноваций, обеспечение гарантий исполнения обязательств перед владельцами франшиз и долей, внедрение QR-кодов в карточки водителей и при оформлении автомобилей, многое другое – всё это складывается в одну цельную, непротиворечивую картину настоящего и скорого будущего проекта. И над всеми этими вопросами нам предстоит поработать: ещё раз (а то и не один!), продумать, обсудить, распределить между исполнителями, организовать управление и контроль... И на всё про всё у нас уже 3 неполных дня. Справимся ли? Обязаны!

Результаты первого дня

Состояние дел у конкурентов (в первую очередь, у Яндекс.Такси и Uber) таково, что, имея миллиардные убытки, они вряд ли могут позволить себе дальнейшее дотирование водителей. Уже в скором времени следует ожидать отказ от дотаций. Понимают это и водители в различных регионах, с кем удалось пообщаться на эту тему. Все они готовы обратить внимание на другие приложения. Поэтому нам надо сделать всё возможное, чтобы таким приложением стал "Таксфон". Для этой цели ставим себе задачу обдумать его позиционирование на рынке и договариваемся принять решение завтра.

Ярослав подтверждает ранее высказанную позицию по бинарной млм-системе, принятой для первоначального продвижения. Продажа долей прекратится, как только произойдёт одно из двух событий: либо будет продан 1 миллион долей, либо приложение начнёт приносить доход. В последнем случае 20-процентный Фонд распределения будет делиться на меньшее количество долей - то, которое окажется на руках у партнёров по факту. Продажа франшиз при этом не будет остановлена – она продолжится, пока на них будет спрос, но уже без прикрепления к ним долей. Эти активы можно будет приобрести только у тех, кто ими владеет. Как, в связи с этим, организовать их свободное обращение, нам также предстоит подумать и решить.

По вопросам лицензирования и брендирования автомобилей такси решение уже принято: эту задачу на себя берёт сам "Таксфон". Водители будут получать лицензии через компанию. Она же возьмёт на себя расходы по оформлению внешнего вида машин.

Список задач разработчикам, исходящий из пожеланий партнёров, водителей такси и пассажиров, с трудом умещается на двух листах рукописного текста. Главные из них – удобство пользования различными функциями, автоматизация расчётов рекомендованной цены поездки, приоритеты при распределении заявок, борьба с ложными заказами, формирование рейтинга водителя и пассажира, его влияние на пользование приложением, валидация водителей... Но у Руслана на лице никакого беспокойства не наблюдается. Всё в штатном режиме. Всё реализуемо. Тем более, что новое приложение готово процентов на 85. До установленного срока сдачи его в эксплуатацию времени более чем достаточно. Команда свою работу знает и выполнит.

Кстати, о приложении. Мне, конечно, очень любопытно на него взглянуть, оценить внешнюю привлекательность и удобство. И вот в моих руках – iPhone с заветной программкой... О, красиво! Отличное решение для формирования заказа – всё очень удобно, всё на одном экране – от требований к автомобилю до маршрута на карте, всё работает... "А для Android?" - спрашиваю с некоторой тревогой. Руслан снисходительно улыбается: "Есть и для Android. Точно такое же. Просто, мы сначала делаем всё для iOS, и только потом переносим на Android. Так что у Вас в руках – самая свежая версия."

Ярослав объявляет о начале активной работы по привлечению в проект существующих таксопарков, у которых есть свои автомобили, и о том, что "Таксфон" начинает формировать свой собственный таксопарк. С этой целью уже приобретено 5 первых автомобилей из десяти в Магнитогорске. Все они брендированы и будут представлены партнёрам на региональном семинаре в Челябинске. С помощью Алексея первые брендированные автомобили партнёрских таксопарков совсем скоро появятся в Уфе (40 машин) и Сочи (20). Планируется появление таких машин и в Выборге. Все они будут задействованы для финального тестирования приложения и заложенных в него функций.

Алексей с Ярославом обсуждают инструменты для управления таксомоторным бизнесом, предназначенных для владельцев таксопарков. Подключают Руслана с помощником. Задача определена: создать полнофункциональный электронный кабинет. Что в нём должно быть и как его организовать – обсудим завтра.

К разговору присоединяется только что прибывший Дмитрий. У него огромный опыт в разработке медийных проектов в Казахстане. Ему предстоит принимать участие в освещении того, что происходит в "Таксфоне" и вокруг него. Тогда переходим к вопросу информационной политики.

То, что необходим некий единый центр управлением информации, стало очевидно давно. Теперь пора обдумать, как он будет организован, каким образом функционировать, какие продукты создавать. Пришли к выводу, что партнёрам зачастую не хватает объективной информации: цифр, фактов, статистики. Пора обратить на этот момент пристальное внимание. Возможно, придётся для этого создать новую структуру – информационный департамент. Обсудим попозже...

Разъезжаемся под ужин, загруженные "под завязку" большим количеством поставленных задач. Но и отдохнуть нужно после бессонной ночи и "голодного" дня. Чтобы завтра быть в рабочем состоянии.

3 дня с Ярославом Шестопаловым: "Таксфон" изнутри

День второй

Легкий завтрак в близлежащем кафе ранним утром – и снова в офис разработчиков. Ярослав ставит задачи уверенно, как и подобает руководителю. Напоминает, о чём говорили вчера. Собирает наши предложения, родившиеся у нас за поздний вечер и ночь. Внимательно прислушивается ко всему, что говорят участники рабочей группы. Иногда соглашается, иногда резко, но аргументированно отвергает. И это нормально. Обычный, рабочий процесс.

Приходим к мнению, что на начальном этапе нам нецелесообразно позиционировать своё приложение в качестве первого для водителей – им ещё только предстоит сформировать свои пассажирские сети. Для этого лучше всего оставаться в тени лидеров рынка и позиционировать "Таксфон" в качестве "лучшего ВТОРОГО приложения": если первое у водителя – Яндекс, Uber, "RuTaxi" или "Maxim", то вторым у него на смартфоне должен быть установлен "Таксфон". Это хорошая, выигрышная позиция для новичка, поскольку все хотят быть первыми, вторыми – никто. Ну, раз никто, то мы с удовольствием займём это место.

Поскольку задачи по приложению, в общем-то, подробно обсуждались и были определены ещё вчера, нет смысла повторно возвращаться к ним сегодня. Руслан сообщает, что команда программистов их получила и приступила к реализации.

На сегодня – два главных вопроса. Первый – создание личного кабинет для управления таксомоторным бизнесом, предназначенного для владельцев таксопарков, имеющих свои автомобили. Второй – технологическое обеспечение гарантий партнёрам по владению имеющимися у них франшизами и долями при выходе на международный рынок. Необходимо разработать систему, технически реализующую права на свободное обращение долей, простые и эффективные взаиморасчёты, гарантирующую исполнение сторонами взятых на себя обязательств. Результат выдать к завтрашнему дню.

Разбиваемся на группы обсуждения и приступаем к "мозговому штурму"...

Электронный кабинет "Таксфон" для управления таксомоторным бизнесом

Алексей подробно излагает помощнику руководителя группы разработчиков и рисует ему в схемах, что должно быть в его электронном кабинете. Опыт у Алексея в таких делах огромный – многие годы сотрудничества с Яндекс.Такси и другими лидерами рынка. Знает все плюсы и минусы этого дела, "парадные входы" и "подводные камни". И ему важно донести до программиста все тонкости устройства этого инструмента, чтобы он стал привлекательным для таких же, как и он сам, владельцев бизнеса. Чтобы партнёры проекта в регионах смогли легко привлекать к сотрудничеству с "Таксфоном" таксопарки и сразу предоставлять им необходимые технические решения, без которых немыслима работа в данной сфере.

Только список функций электронного кабинета занял 4 стандартных листа. Здесь и диспетчерские и административные функции в полном объёме для многопользовательского режима, и возможность формирования заказа по телефону, и sms-рассылки, и редактор тарифов, и дистанционный контроль качества и статистические данные по водителям и заказам, и многое-многое другое – всё, что есть в аналогичных программах лидеров рынка, и даже больше. Но сомнений в том, что разработчики справятся, их ответ не оставил: "Да, всё хорошо. Сделаем, конечно. Невыполнимого нет."

Не обошли участники обсуждения и вопросы преференций для брендированных такси. Теперь эта функция выглядит следующим образом: первыми заказ от пассажира получают приоритетные водители (как и говорилось раньше), через 20 секунд, вторыми – водители брендированных автомобилей, ещё через 5 секунд – остальные водители. Иными словами, ранее озвученная схема распределения заказов слегка изменена, но не в ущерб реализации идеи приоритетных водителей. А общее время доведения заказов до всех водителей такси даже уменьшилось - с 30 до 25 секунд.

Blockchain-технологии "Таксфон"

Параллельная группа, в которую входит и ваш покорный слуга, обсуждает весьма сложные вопросы, относящиеся к вопросам юридических и финансовых аспектов выхода на международный рынок. Необходимо создать систему, отвечающую требованиям безопасности и децентрализации, обеспечивающую при этом технологические гарантии партнёрам по управлению им принадлежащими активами компании и упрощению взаиморасчётов.

На сегодняшний день самой передовой технологией, способной решить эту задачу, является blockchain (большинству она известна как технология создания и обращения криптовалют, хотя, конечно, этим её назначение не исчерпывается). Поэтому мы решаем, каким образом можем применить её на благо всех участников "Таксфона", чтобы она органично вписалась в проект, не создавая никому дополнительных трудностей, а напротив, добавила ему прозрачности и открытости.

Договариваемся, что к завтрашнему утру мне предстоит описать основные положения нашего обсуждения – в виде наброска презентации... И надо ли говорить, что с мы с Дмитрием, прервав напряжённую работу, идём ужинать в то самое время, когда Казань предстаёт во всём блеске своей непередаваемо красивой, ночной иллюминации, а большинство её жителей мирно спят?

День третий – завершающий

С шести утра мы продолжаем усиленно трудиться, пытаясь успеть закончить свою часть работы к началу общего совещания. Успеваем. И даже есть полчаса на завтрак. Возвращаемся к входу отеля. Ярослав уже ждёт нас. Пора в офис, ставший за эти дни почти "родным".

В совещательной комнате к нашей команде присоединяются два человека, хорошо известные в компании – Владимир Вечеринин и Сергей Семёнов. Теперь нам предстоит подытожить результаты своей работы, чтобы ввести их в курс дела.

Вопросы вновь прибывших "зачем?" и "почему?" многократно перерезают наше обсуждение. Ярослав с присущим ему энтузиазмом, мощно и ярко обосновывает принятые решения. Мы пытаемся помочь ему в этом – всё-таки двухдневный, коллективный труд сблизил нас, мы согласовали свои позиции. И теперь трудно заставить себя ещё и ещё раз проговаривать всё то, что многократно обсуждалось нами... Часа через четыре страсти деловых споров утихают. И Владимир, и Сергей разбираются во всём озвученном и соглашаются, что продолжать работу в этих направлениях нужно. Мы их понимаем: за короткий промежуток времени им пришлось "проглотить" огромный поток информации. Непростое дело!

3 дня с Ярославом Шестопаловым: "Таксфон" изнутри

Напряжённый труд рабочей группы закончен. Прощаемся, пожимая друг другу руки и улыбаясь: не зря прилетали, результат достигнут. И только с лица Ярослава не сходит напряжение: надо позаботиться о тех, у кого вылет запланирован на вечер, обеспечив им отдых в отеле перед дорогой, а самому – с Дмитрием и Алексеем – немедленно выехать на автомобиле в Челябинск, где его ждут на региональном семинаре и куда он решает доставить новенькие, брендированные авто: люди должны видеть результаты своего труда, должны чётко понимать, куда и к чему движется наш общий – такой важный и такой нужный всем его участникам – проект "Таксфон"!

Евгений КНЯЖЕВ, Мурманск

г. Казань, 24-26 июля 2017 г.