Человек иррациональный

Ratio - в переводе с мертвой латыни означает "разум". Т.е. когда мы говорим о рациональном, подразумеваем, что, во-первых, это что-то разумное, а во-вторых, свойственное живой природе. Рациональность в расхожем смысле этого слова можно свести к формуле, которая звучит так: "с минимальным усилием достичь максимального эффекта". К примеру, "рациональное потребление" - это такое потребление, которое удовлетворяет базовые потребности, т.е. только то, что "необходимо и достаточно". "Рациональное питание" - это продуманная схема потребления продуктов, направленная на то, чтобы обеспечить максимальную пользу для организма. И т.д. и т.п.

Кажется, что рациональность присуща всему живому: млекопитающие волки рыскают по полям пытаясь найти еду до того, как их энергетический баланс станет равен нулю и они сдохнут с голоду. Пчёлки выписывают круги над цветочками и деятельность их совершенно рациональна, потому что опять же им нужно потратить как можно меньше энергии и принести как можно больше еды. Другими словами, формулу рациональности можно определить, как кратчайшее расстояние между двумя точками, т.е. изображением рациональности будет прямая линия.

С этой точки зрения кажется, что человек - это вершина природы. Именно человек выделил рациональность в принцип своей деятельности (последнее особенно заметно в науке - она действительно абсолютно рациональна). Однако, возникает вопрос: а рациональность - это свойство живой природы, или неживой природе рациональность тоже свойственна? Солнечный свет летит по прямой, камень падает по кратчайшему пути к центру Земли и т.д. Другими словами, неживая природа также подчиняется закону "минимальные усилия - максимальный эффект". Получается, что неживая природа также рациональна, как и живая. Что же отличает живую и неживую природу? Оказывает, что если рассматривать и живую, и неживую природу с точки зрения рациональности, то обе, за исключением нас, человеков разумных (казалось бы), не будут иметь такого свойства, как иррациональность. Выходит, что иррациональность - это то, что определяет человека и в отношении живой, и в отношении неживой природы.

Далее начинаем различать:

1. Неживая природа всегда пассивно рациональна - она просто подчиняется рациональности (гравитации, излучению, давлению и т.д.).

2. Живая природа использует рациональное для поддержания сохранения себя, но также не знает иного способа действия, кроме рационального.

3. Человек иррационален, он может действовать как рационально, так и иррационально и, видимо, если эту иррациональность из него совсем вытравить, то получится либо животное, либо растение, либо камень.

Отсюда следует вывод, что когда человек действует иррационально, он действует в соответствии со своей человеческой природой.

Homo sapience следовало бы называть homo irratio.

Чудеса.