ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ/ГРЭМ МАСТЕРТОН

28.09.2017

Помните момент в "Хижине в лесу", когда персонаж Хэмсворта сначала велит никому не разделяться и не ходить никуда одному, а затем, под воздействием коварной химии, предлагает обследовать комнаты поодиночке? Яркий, самоироничный пример адекватной и неадекватной реакции на опасность.

Главный герой недавно пережил нелегкий разрыв с женой, разочаровался в любимом деле и в поисках чего-то уединенного согласился на работу по восстановлению старого особняка на маленьком острове близ берегов Англии. Дом в округе пользуется дурной славой, и Дэвид и его семилетний сын Дэнни почти сразу начинают догадываться, почему. Но на самом деле все оказывается куда сложнее и масштабнее обычных привидений.

Я начала с "Хижины...", потому что, как верно кто-то заметил, после нее начинаешь критически смотреть на все ужастики класса "заперты в доме". Произведению можно простить многое, если поведение персонажей логично. Если их пугает то же, что и вас. Если они не сидят спокойно и не попивают чай, пока вокруг них рушатся стены. Да, человек существо адаптивное, и любому кризису склонен искать рациональное объяснение, но всему должен быть предел.

У меня язык не повернется назвать реакции героя на то, что творится в доме (а там, на секундочку, вполне успешно мрут люди) адекватной. Будь он один, можно было бы списать на депрессию, но с ним сын, которого он любит и хочет защитить. И, хотя его отъезду мешают вроде бы посторонние, случайные вещи, на мой взгляд, когда творится такая хрень, можно и голым ночью переплыть Ла-Манш.

Автор регулярно пытается подсластить пилюлю, заставляя Дэвида мучительно сомневаться и гадать, что было, а чего не было. В целом, попытки не такие уж неудачные, и отбросить книжку со словами "Бред!" не хочется, но покрутить пальцем у виска пару раз - очень даже.

Что касается собственно сюжета и замуты с домом, тут очень попахивает Лавкравтом (которого автор сам даже и поминает). Но откровенным плагиатом я бы это не назвала. Скорее соблюден принцип "кради как художник" - идея взята, переработана и додумана. И, должна признать, картинка получилась мрачная и довольно стройная. Не без пробелов, но без откровенных логических лакун.

Какой-то морали у книги нет, кроме, пожалуй, довольно банальных "чужая душа потёмки" и "в мире есть вещи за пределами человеческого понимания".

Кстати, автор полагает, что в 2049 году на Земле наступит экологическая катастрофа (роман написан в 1992).

Местами мрачноватое и вполне способное увлечь произведение. Если вы не перфекционист, рекомендую (за едой - с осторожностью).