ТРИ МОМЕНТА ВЗРЫВА/ЧАЙНА МЬЕВИЛЬ

22.10.2017

Знаете, как можно определить успех и величие автора? Один из способов - позволено ли ему публиковать буквально все, что приходит в голову.

Я снова затрудняюсь написать аннотацию для антологии. По моему, для конкретно этой это в принципе невозможно. Но желающие могут попробовать сходить на Литрес.

Я очень уважаю Чайну Мьевилль. Это замечательный автор с невероятным полетом фантазии, и я буду еще публиковать обзоры других его несомненно стоящих книг. У него шикарно получается творить в жанре фантасмагории: его миры граничат с бредом, но живут по строгим внутреннем законам. Это круче, чем приехать в страну с диаметрально противоположными обычаями, и офигеть. Тебе дико, а люди живут. Я очень люблю такое, это особое лакомство для разделов мозга, отвечающих за визуализацию. Самое сложное в этом не свалится в откровенную шизофрению, и Мьевилль это удается прекрасно.

Но не тут.

Я уже упоминала это ощущение, и сейчас повторю, потому что никаких других ассоциаций нет: автор вывалил на бумагу весь тот шлак, что копился у него в голове годами. Все обрывки идей, мыслей, весь бред, который он отсеивал, чтобы писать отличные романы, нашел воплощение в этом сборнике. Я честно пыталась найти смысл. Рассказы хороши своей хлесткостью и недосказанностью, но для этого им надо быть хоть немного вменяемыми. Их глубинный месседж должен быть понятен не только автору в ночи, но и чуть более широкому кругу людей.

Нагромождение сумасшедших, жутких образов (кстати, да, почему-то большинство рассказов страшненькие) с редкими вкраплениеми более-менее адекватных историй. Их невозможно подвести под одну тему, они совершенно разные. Еще жутко сбивает с толку разный размер, что-то на две страницы, что-то на двадцать, и чередуется, чередуется...

Пофантазировав, можно предположить, что мы попали на задворки искусства. Получили возможность заглянуть в мастерскую и увидеть, через что приходится проходить автору, чтоы создать нечто стоящее. Сколько всего фильтровать. Но об этом стоило предупреждать.