ГИПЕРАКТИВНЫЕ ДЕТИ. ПРИЧИНЫ, ПРИЗНАКИ, ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ

У детей гиперактивность проявляется, как правило, несвойственными для его возраста импульсивностью, отвлекаемостью, невнимательностью. Если ребенок гиперактивен, сложности испытывает и он сам и его ближайшее окружение: родители, учителя, одноклассники. Такому ребенку требуется своевременная помощь, в противном случае в дальнейшем из гиперактивного ребенка может сформироваться психопатическая или асоциальная личность. На сегодняшний день известно, что среди юных правонарушителей гиперактивные дети составляют весьма значительный процент.

Под гиперактивностью подразумевается чрезмерная умственная и физическая активность у детей, когда над торможением преобладает возбуждение. По мнению врачей, гиперактивность является прямым следствием весьма незначительного поражения мозга (минимальная мозговая дисфункция), которое невозможно определить диагностическими тестами. Первые признаки гиперактивности у ребенка проявляются в раннем детстве. Агрессивность и эмоциональная неустойчивость, по мере взросления, зачастую приводят к конфликтам в школе и семье.

Проявления гиперактивности

Пики проявления этого синдрома совпадают с этапами психоречевого развития: 1–2 года (закладываются речевые навыки), в 3 года (происходит увеличение словарного запаса), в 6–7 лет (формирование навыков письма и чтения). Но наиболее ярко выражены в старшем дошкольном, а так же младшем школьном возрасте. Именно в этот период увеличиваются интеллектуальные нагрузки, учебная деятельность становится ведущей, появляются новые требования: умение концентрировать внимание на продолжительный отрезок времени, до конца доводить начатое дело, добиваться нужного результата. Поэтому в условиях систематической и длительной деятельности гиперактивность очень убедительно заявляет о себе.

Двигательная расторможенность:

Проявляет признаки беспокойства (двигается в кресле, барабанит пальцами, забирается куда-либо, бегает, двигает кистями, стопами).

Не может сидеть спокойно, постоянно ерзает на стуле.

Спит значительно меньше других детей, даже будучи младенцем.

Болтлив.

Дефицит активного внимания:

Ребенок непоследователен, не может долго удерживать внимание.

Невнимателен. Когда к нему обращаются, не слушает.

С энтузиазмом хватается за задание, но его не заканчивает.

Неорганизован.

Очень часто теряет вещи.

Старается избегать требующих умственных усилий и неинтересных, скучных заданий.

Забывчив.

Импульсивность:

Отвечает, не выслушав до конца вопрос.

Часто вмешивается в учебный процесс, разговор, прерывает. Не может дождаться своей очереди.

Нетерпелив, если между каким-либо действием и вознаграждением делается пауза не способен дождаться вознаграждения.

Плохо сосредоточивает внимание.

Не способен регулировать/контролировать свои действия. Поведение ребенка слабо управляемо. Не признает правил.

Выполняя задания, показывает разные результаты. По-разному себя ведет. На одних занятиях успешен и спокоен, на других - нет.

Имейте ввиду, что если у ребенка ярко выражены хотя бы шесть признаков из вышеперечисленных, педагог (воспитатель) может высказать предположение (не поставить диагноз!), что у ребенка наблюдаются симптомы гиперактивности.

Рекомендации родителям

Если вы недовольны или огорчены поведением ребенка, старайтесь сдерживать бурные эмоции. Поддерживайте детей в попытках позитивного, конструктивного поведения, даже если они незначительны.

Поддерживайте позитивную установку. Подчеркивайте его успехи, хвалите ребенка, если он заслуживает.

Избегайте повторения слов "нельзя", "нет".

Говорите с ребенком сдержанно, мягко, спокойно, но уверенно. Придерживайтесь этого тона в разговоре с другими людьми в его присутствии.

В семье должны быть уравновешенные и спокойные взаимоотношения.

Предъявляемые к ребенку требования должны быть едины для всех членов семьи.

Поддерживайте четкий распорядок дня. Перед сном только спокойные игры.

Рацион ребенка должен содержать продукты с высоким содержанием магния, калия, кальция (сухофрукты: курага, чернослив, изюм; молочные продукты).

Избыток сладкого возбуждает систему пищеварения, что приводит к перевозбуждению.

По возможности избегайте скопления людей, крупных магазинов, беспокойных, шумных приятелей.

Не допускайте утомления. Оно приводит к понижению самоконтроля и, как следствие, нарастанию гиперактивности.

Дайте ребенку возможность израсходовать лишнюю энергию (бег, прогулки).

В начале работы снизьте требования к аккуратности.

Попросите учителя посадить ребенка за первую парту.

Давайте короткие конкретные, четкие инструкции к действию.

Договаривайтесь о правилах поведения заранее, если вы идете в гости, музей, театр.

Старайтесь избегать длительных поездок, духоты, жары.

Удачи Вам!!!)))