Маха обнажённая — тайна картины великого испанского художника Франсиско Гойи

09.07.2017

Франсиско Гойя и картины «Маха одетая» — «Маха обнажённая»

Франсиско Гойя

Испанский художник и гравёр, один из первых и наиболее ярких мастеров изобразительного искусства эпохи романтизма.

Родился:30 марта 1746 г., Фуэндетодос, близ Сарагоса

Умер:16 апреля 1828 г. (82 года), Бордо, Франция

Маха обнажённая

«Махa обнажённая» (исп. La maja desnuda) — картина испанского художника Франсиско Гойи. Составляет пару с картиной «Маха одетая» (La maja vestida). На картинах изображена маха — испанская горожанка XVIII—XIX веков. Первая картина была написана в 1797—1800 годах, а вторая 1800—1805. Обольстительные, темпераментные махи олицетворяли испанское понимание привлекательности. Кисть гениального художника навеки сохранила для потомков молодость, живое очарование, таинственную чувственность соблазнительной натурщицы.

История создания картины

До сегодняшних дней неизвестно, кто послужил моделью для картин. Многие историки утверждают, что на картине герцогиня Альба, которая была любовницей Гойи.

Есть много версий, По одной из версий, «Маха одетая» была написана в перерывах между сеансами позирования Каэтаны Альбы для «Махи обнажённой» с единственной целью остановить уже ползшую по Мадриду глухую молву. Обе картины хранились в будуаре герцогини Альбы вплоть до её смерти, а потом перешли к премьер-министру Мануэлю Годою. Они находились у него в доме до 1814 года, причём «Маха одетая» висела перед «Махой обнажённой», которая могла быть показана с помощью специального механизма.

В 1813 году инквизиция узнала об этом и конфисковала у Годоя обе картины, попутно объявив Гойю «распущенным мазилой» и потребовав у художника немедленно выдать имя позировавшей ему модели Гойя, несмотря ни на какие угрозы, наотрез отказался называть имя этой женщины. А там, где нет ясности, зачастую появляются легенды.

По другой из версий, для картин позировали разные женщины, а «Маха одетая» создана была раньше «Махи обнажённой».

Писатель Лион Фейхтвангер — автора романа «Гойя, или Тяжкий путь познания», в своей книге тоже придерживался к той версии, что натурщицей была герцогиня Альба.

В 1945 году, с целью опровержения этой легенды, семья Альба вскрыла гробницу, чтобы измерить кости герцогини и доказать, что её пропорции (и длина костей), не совпадают с пропорциями Махи. Но так как могилу уже вскрывали, и тело герцогини выбрасывали наполеоновские солдаты, то в его нынешнем состоянии (длинные кости оказались сломанными) измерения провести не удалось. Легенда так и не была опровергнута.

По другой версии была произведена эксгумация останков Альбы, и результаты измерений доказали несостоятельность этой версии.

Картины хранились в Академии Сан-Фернандо, откуда были переданы в Прадо.