"Алиса" БДТ им. Г.А. Товстоногова

13.07.2018

Режиссер - Андрей Могучий

Буквально на несколько часов я оказалась на вершине театрального искусства! Волшебство сказки Льюса Кэрролла в совсем не детском спектакле Андрея Могучего! Волшебство неземного таланта великой Алисы Фрейндлих! Волшебство атмосферы БДТ им. Г.А. Товстоногова. Всё соединилось в одно огромное счастье! И самое важное - это счастье можно увидеть, прожить, почувствовать. Это легенда, это высшее мастерство, это БДТ!

В ноябре прошлого года после “Что делать” я написала: “БДТ теперь театр номер один для посещения в Питере. А уж со спектакля в сочетании Андрея Могучего и Алисы Бруновны меня можно будет только выносить…”. Ну так вот...выносите!! А лучше оставьте там, заприте и дайте наслаждаться этим ещё и ещё!

“Алиса в стране чудес” в спектакле Могучего служит только основой. У Кэрролла взято всё самое гениальное и философское, всё, что лежит на поверхности и что можно откопать между строк. На такую мощную канву легли ещё более острые и глубокие проблемы современности. Так родилась “Алиса”. Она не совсем про ту девочку из сказки. Она про каждого из нас. Про ребенка, каким когда-то были мы, а потом намерено его в себе “убивали”. Про нашу жизнь, про подмену понятий и про то, как мы сами себя со временем предаём. Ведь “яблоко это яблоко, лошадь это лошадь, правда это правда, а ложь это ложь”. Согласны? Но от чего-то взрослые относятся к этому гораздо сложнее. Мир не поменялся, поменялось наше к нему отношение. И сохранить тот искренний взгляд на него, какой был у маленькой Алисы из сказки, с возрастом практически никому не удаётся.

Алиса нашего времени в исполнении Алисы Фрейндлих застревает в лифте и попадает в пустой вагон, который никуда не едет, но от нее требуют билет. Этот вагон оказывается её квартирой с зачехленной мебелью, где-то издалека детский голос зовёт по имени, появляются сказочные герои, которые помнят её ещё маленькой девочкой, вот только Алиса, к сожалению, уже ничего не помнит. “Всё просрали! Всё просрали! Даже надежду и ту просрали!” - твердит Кролик. Куда ещё точнее можно выразить то, что мы делаем со своей жизнью? Чудеса закончились, как мы только решили, что повзрослели. Мы разучились мечтать, “лежим на диване, едим капусту и копим вещи”! Вот и Алиса больше уже не может плакать и мучается от бессонницы. Начинается бег по кругу, начинается высококлассный театр абсурда! Алиса хочет выбраться из непонятных для нее обстоятельств, а герои вернуть ей способность чувствовать.

“По-настоящему хорошим может быть только тот абсурд, который автор тщательно продумал и выстроил” - говорится в предисловии к одному из издании “Алисы в стране чудес”. Андрей Могучий выстроил спектакль настолько высококлассно, что зритель погружен в атмосферу абсурда и бега по кругу с первой до последней минуты. В первом акте мы сидим на сцене, а действие происходит в когда-то бывшем зрительном зале. Ложи укутаны белым полотном, и только ангелочки и люстра напоминают нам о классическом пространстве театра. Во втором действии всё меняется на сто восемьдесят градусов. И вот уже мы сами оказываемся в квартире, актеры сидят, лежат, ходят среди нас. Мы словно в гостях у Алисы, но одновременно и на суде. Мы гости и присяжные в одном лице. Королева становится матерью Алисы, горюющей, что так мало времени уделяла своему ребенку, Кролик одним из многочисленных мужей, а Шалтай-Болтай соседом снизу, сделавшим ремонт за ёё счёт. У каждого своя история, погружающая в воспоминания и затрагивающая каждого своей искренностью и реалистичностью. Когда ты становишься не просто зрителем, а полноценным участником событий, когда Алиса стоит в десяти сантиметрах от тебя, после долгого бега по кругу оказавшаяся всё там же, когда все другие сказочные персонажи разговаривают с тобой, то все чувства становятся в тысячи раз острее.

Если поставить камеру и направить в зрительный зал, то отдельный спектакль можно было увидеть на моем лице. Каждая фраза проходила словно сквозь меня и откликалась в сердце и разуме. А эмоции от работы Алисы Фрейндлих не описать словами. Это нужно видеть! От неё невозможно оторвать взгляд, она выходит на сцену и в мгновение затмевает всё и вся. Сочетание текста, режиссуры и актерского мастерства делают не просто спектакль, они раскрывают огромную жизнь на наших глазах.

Кто-то увидит в героине немного автобиографии Алисы Бруновны, кто-то историю самого БДТ, кто-то себя, своих родителей, друзей, соседей. Каждый найдёт что-то своё. Для меня это стопроцентное попадание в меня как зрителя и как человека. Полнейшая эмоциональная встряска организма, мурашки по всему телу и ощущение, что ты дотянулся до чего-то самого важного. Если я и раньше считала себя очень критичным зрителем, то после “Алисы” я даже не знаю, что меня сможет покорить и удивить. Это безоговорочная, безграничная, вечная любовь!