Гомельский областной драматический театр, спектакль "Дракон"

«Дракон» (Е. Шварц)

Гомельский областной драматический театр, г. Гомель, Беларусь

Режиссер – Олег Молитвин

С творчеством Олега Молитвина я знакома со спектакля «Девичник над вечным покоем» в Русском государственном драматическом театре г. Ижевска. Постановка меня не впечатлила, и видеть другие его работы совсем не хотелось. Но оказаться на неделю в другом городе, да еще и в другой стране, и не посетить местный театр - это не про меня. В репертуаре Гомельского областного театра выбора не было. Единственный спектакль – «Дракон» по мотивам знаменитой пьесы Евгения Шварца. Премьера. Я решила рискнуть и посмотреть на работу режиссера в других обстоятельствах. Изменилось ли мое мнение? И да, и нет. Да, потому что, в отличие от «Девичника», где не было никакого собственного «Я» режиссера, здесь оно плещет через край. Нет, потому что оно так плещет, что глубокий смысл пьесы теряется в потоке неуместного креатива.

Евгений Шварц написал «Дракона» более семидесяти лет назад, а любое поколение может уверено сказать: «Это же про современный мир!». В основе лежит сказочный сюжет народов Юго-Восточной Азии. Городом вот уже почти четыреста лет правит Дракон. Каждый год он выбирает себе «в жены» девушку, для которой такое «замужество» заканчивается неминуемой гибелью. Но однажды странствующий рыцарь Ланцелот решает освободить жителей и очередную жертву – девушку Эльзу - от тиранства Дракона и вызывает его на бой. По законам города смельчаку должны предоставить оружие, но на деле приносят только тазик вместо щита. Сказка была бы не сказкой, если бы не смекалистый кот, который помогает достать шапку-невидимку, ковер-самолет, меч и щит. Ланцелот побеждает в схватке, Дракон убит, только герой серьезно ранен и куда-то исчезает. Власть захватывает Бургомистр, именуемый теперь президентом вольного города – человек с той же драконьей злобой внутри, только в другом обличии. Ничего не меняется в городе. К власти приходит очередной тиран. Он также мечтает жениться на Эльзе и поработить всех жителей. Народ все устраивает, они привыкли к такой жизни и пресмыкаются перед новым правителем. Проходит год и появляется Ланцелот. Окрепший и изменившийся. Он месяц ходил в шапке-невидимке по городу и наблюдал за страшной жизнью людей, утративших способность сопротивляться злу. Рыцарь отправляет Бургомистра и его помощников в темницу, женится на так давно любимой и любящей Эльзе и заявляет о своем намерении убить дракона в искалеченных душах каждого жителя этого города.

Вспомните историю и посмотрите вокруг. Вы найдете тысячи примеров такой сказки в реальной жизни. Только Дракон трехглавый не физически, а рыцарь не летает на ковре-самолете. Все эти вымышленные персонажи встречаются нам повседневно, все проблемы, поднятые Шварцем, стоят остро и сейчас.

Вот и Гомельский областной театр показал зрителям своего современного «Дракона», к сожалению, сильно обесценив пьесу. Олег Молитвин убрал сцену, где Кот помогает Ланцелоту подготовиться к бою, снабдив всеми необходимыми волшебными атрибутами. И слово «шапка-невидимка» звучит неожиданно только в конце из уст Бургомистра, когда рыцарь появляется после года отсутствия. В результате никакой сказки как будто и не было, а неподготовленному зрителю вообще удивительно, откуда тут взялась какая-то шапка. Да и сам характер и сумасшествие Бургомистра, описанное Шварцем, куда-то запропастилось. Главная «фишка» режиссера – быть «капитаном очевидностью». В очередной раз чувствую себя глупым зрителем, которому необходимо разжевывать каждую деталь. Спектакль начинается с того, что каждый герой выходит, называет себя и кратко характеризует. Действительно, в ином случае мы бы не поняли, кто есть кто… А затем нам каждый раз пишут: «День первый», «День второй», «Прошел год». Спасибо, кэп, за столь «тонкие» намеки. Теперь мы не в силах запутаться во временных рамках. Следующий запоминающийся прием режиссера – вставлять политически актуальные картинки. В «Девичнике» был портрет Трампа на обложке журнала, к слову, совершенно неуместный, в «Драконе» намек понят, но шутка не прошла. Перед боем Ланцелоту выкатывают две тележки из супермаркета, наполненные кухонной утварью и различными металлическими предметами. Рыцарь надевает на голову кексницу, берет в руки серп и молот и на мгновение складывает их в главную государственную эмблему Советского союза. Все бы ничего, но других связей с СССР в спектакле больше не наблюдается. Наоборот – начинается разгул современности. Парни-мачо, выносящие микрофоны, девушки в сексуальных нарядах, исполняющие песни и танцы, никак не связанные с сюжетом, а в завершении и сам Ланцелот, появляющийся в плаще и темных очках со стороны зрительного зала – Шварценеггер с «I’ll be back» отдыхает. А вот в один момент мне повеяло режиссурой Юрия Бутусова, когда Эльза, отпустив Ланцелота к Дракону, лежит на столе под музыку, периодически меняя позы, изображая страдания. Невольная аналогия с леди Магбет и ночью убийства короля в спектакле театра им. Ленсовета «Макбет. Кино». Но самый апогей спектакля – это подбор актера на роль Бургомистра. Его играет…женщина! Сначала, по простоте своей душевной, я подумала, что в театре не хватает мужчин-актеров. Но нет, вон ходят же трое бесполезных мачо с микрофонами. Потом я надеялась, что они все-таки будут считать, что Бургомистр мужчина. Опять не вышло. Сын Генрих настойчиво обращается к ней «Мама». Мама! Мама женится на Эльзе! Вот это никак не может уложиться в моей голове. Вроде не похабно либеральная Европа. Беларусь. Что уж так сходить с ума?

Актеры ситуации не спасли, а только усугубили. Это ж надо умудриться два часа играть с неподвижной мимикой. Счастье это или страдание - невозможно прочитать на замороженных лицах. Я вообще заметила в гомельских жителях полное отсутствие эмоций, но увидеть такое и в театре не ожидала.

Весьма точно охарактеризовал спектакль незнакомый мужчина в толпе на выходе из театра: «Музыкальная часть мне понравилась, а играть как не умели, так и не умеют!». Гомельский театрал по достоинству оценил короткие шортики и эротичные вырезы девочек- певиц. Хоть не зря сходил, человек! Я и этого не оценила.