Сергей Степашин: «За время работы Фонда ЖКХ из аварийного жилья переселено более одного миллиона человек»

В прошлом году исполнилось 10 лет государственной корпорации — Фонду содействия реформированию ЖКХ, софинансирующей программы переселения граждан из аварийного жилья, капитального ремонта многоквартирных домов и модернизации систем коммунальной инфраструктуры. О том, каких результатов удалось достичь, а также об истории создания и перспективах дальнейшей деятельности в интервью Отраслевому журналу «Вестник» рассказывает председатель наблюдательного совета Фонда ЖКХ Сергей Степашин.

В прошлом году Фонду содействия реформированию ЖКХ исполнилось 10 лет. Как вы оцениваете его работу? Что удалось? Какие задачи являются приоритетными сегодня?

В июне 2007 года президентом страны подписан указ о создании Фонда ЖКХ и определены цели его деятельности, в том числе формирование комфортных условий проживания наших сограждан, повышение качества коммунальных услуг и увеличение инвестиционной привлекательности отрасли. Говоря проще, фонд создан в качестве «рычага оздоровления и модернизации» ЖКХ России.

Я в то время был председателем Счетной палаты РФ, и проверки, проводимые нами, показывали, что фонд — ​эффективно работающая структура. Я и руководству страны несколько раз про это докладывал. Благодаря результатам работы и положительным отзывам со стороны глав регионов несколько раз принималось решение о продлении работы фонда.

Когда в 2014 году мне было предложено стать председателем наблюдательного совета, я, конечно, согласился, так как не понаслышке знал о его работе и задачах, которые фонд призван решать.

За время деятельности Фонда ЖКХ с 2008-го по 2018 год переселено более 1 млн человек из аварийного жилищного фонда объемом свыше 15 млн кв. метров, что сопоставимо с численностью населения такой страны, как Кипр, или населения Астраханской или Калужской областей.

Благодаря выполнению программы капремонта многоквартирных домов, финансируемой с участием средств фонда, условия проживания улучшили более 19 млн граждан страны, а реализация проектов модернизации систем коммунальной инфраструктуры к концу этого года позволит улучшить качество предоставления коммунальных услуг на территории более 500 населенных пунктов.

Общий объем средств, направленных на финансирование программ с участием средств Фонда ЖКХ, составляет 930,07 млрд рублей, из них 528,83 млрд — ​средства фонда, а 401,24 млрд — ​средства субъектов РФ. Отдельно отмечу, что за 10 лет фонд заложил принципы проектного финансирования регпрограмм и наладил эффективный мониторинг и контроль за расходованием бюджетных средств.

Фактически самое главное, что удалось за годы работы Фонда ЖКХ, — ​запустить механизм, который позволяет производить системные преобразования в ЖКХ.

Как удается одной организации уследить за непростыми процессами переселения людей из аварийного жилья и капремонтом на территории 85 регионов страны?

Действительно, Фонд ЖКХ небольшой — ​у нас работает чуть больше 200 человек. Это не министерство или ведомство, не огромная армия. Филиалов у нас нет. Все люди живут в Москве, но работают на территории всей Российской Федерации. Порядка 90% сотрудников постоянно находятся в регионах. Причем не только и не столько с проверками, сколько для совместной работы на местах. Мы всегда говорим об этом: мы не контролеры, мы решаем единую задачу. И с этой целью сформирована эффективная система взаимодействия с местными властями.

Должен заметить, что, будучи председателем наблюдательного совета, я проехал за четыре года 74 региона страны. Это не просто вояж — ​приехал, похлопали тебе, поблагодарили. Это серьезная системная работа. У нас страна какая? Византийская. Не приедешь, не скажешь иногда жестко — ​не пойдет работа. Надо так подчас. И это работает.

Особенно важен вопрос контроля качества строительства домов в рамках реализации программы переселения граждан из аварийного жилья. К этой работе подключились и представители общественных организаций в сфере ЖКХ, и отделения Общероссийского народного фронта.

Особенно хочу отметить ту работу, которая в этом направлении проводится Комиссией по ЖКХ, строительству и дорогам Общественной палаты РФ, которую возглавляет мой друг Игорь Леонидович Шпектор. С проверкой комиссия совершила в течение 2016 года 74 выезда и более 60 выездов в 2017 году. Также были проведены совместные выезды с рабочими группами Фонда ЖКХ. Свои замечания и требования комиссией ставились перед заказчиками, подрядчиками, а также перед руководителями городов, министрами и губернаторами.

И в тех регионах, где губернаторы осознают всю социальную значимость этой работы и держат, как говорится, руку на пульсе, проблем практически не возникает, а если они и случаются, то оперативно решаются.

Есть и плохие примеры: напомню, что губернаторы Забайкалья и Карелии лишились своих постов именно за провал программы переселения граждан. Похоже, они не одиноки.

Говоря о капремонте многоквартирных домов отдельно отмечу, что сегодня запущен механизм замены лифтов, которого в стране не было никогда. Сейчас уже 24 региона включились в наши программы, заменено несколько тысяч лифтов. А сколько было противников программы! А все потому, что мы отключили их от «финансового пирога».

Как председатель Общественного совета при Минстрое скажу, что замене лифтов в жилищном фонде посвящен отдельный проект, разработанный комиссией по лифтовому хозяйству совета. Его участниками являются 20 регионов. Работа по снижению износа лифтового парка проводится масштабная, проектом до 2020 года предусмотрена замена 75 тыс. лифтов в субъектах. К проекту активно продолжают подключаться регионы, некоторые из них подписывают соглашение о продолжении программы.

После того как 1 сентября реализация программы расселения аварийного жилья завершилась, можете сообщить, каких регионов оказалось больше — ​«отличников» или «двоечников»?

Досрочно выполнили программу переселения Республика Ингушетия, Карачаево-Черкесская Республика, Чеченская Республика, Калининградская, Московская, Магаданская, Оренбургская, Ростовская, Рязанская, Тамбовская и Тюменская области, города Москва и Санкт-Петербург, а также Ханты-Мансийский автономный и Ненецкий автономный округа.

До 1 января 2018 года в полном объеме завершили программу переселения граждан из аварийного жилья, признанного таковым до 1 января 2012 года, 68 субъектов РФ.

Но есть и слабые регионы: с учетом оперативных данных, представленных субъектами РФ по итогам ряда селекторных совещаний, проведенных Фондом ЖКХ, планируют завершить программу переселения до 15 февраля 2018 года шесть субъектов РФ: Еврейская автономная область, Псковская область, Республика Саха (Якутия), Свердловская область, Ставропольский край и Омская область.

А уж «двоечниками» можно назвать те девять субъектов РФ, которые планируют завершить программу переселения после 15 февраля 2018 года. Это Ивановская область, Кировская область, Забайкальский край, Приморский край, Костромская область, Республика Карелия, Иркутская область, Республика Тыва, Тверская область. Кроме того, с учетом соответствующего поручения президента Правительством РФ принято решение об увеличении лимитов предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда ЖКХ на переселение граждан из дополнительно выявленного в 2017 году и не включенного в целевые показатели на 2014‑2017 годы аварийного жилья ряду субъектов РФ.

3,155 млрд рублей будет направлено 10 субъектам РФ для переселения 7,78 тыс. человек из 141,31 тыс. кв. м аварийного жилищного фонда с учетом потребности в дополнительном финансировании исходя из соответствующего софинансирования за счет консолидированных бюджетов регионов.

Что касается механизма дальнейшей реализации программы переселения граждан из аварийного жилья, то, согласно поручению президента РФ, он должен быть определен к июлю 2018 года. И несомненно, эта работа должна продолжаться, ведь объем аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2012 года, сегодня составляет уже более 12 млн кв. метров.

В прошлом году Фонд ЖКХ также возвращал гражданам средства, потраченные на энергоэффективный капремонт. Насколько активно регионы воспользовались этой возможностью? Что нужно сделать, чтобы это явление стало массовым?

Эта программа относительно новая, и фактически регионы только включаются в эту работу. Пока о каких-либо значительных результатах говорить рано.

Хотел бы особо отметить, что одним из необходимых условий популяризации этой программы является информационно-разъяснительная работа с собственниками, так как в конечном счете именно они выиграют на проведении такого капремонта благодаря экономии на оплате жилищно-коммунальных услуг. Наш анализ показывает, что в тех регионах, где такой капремонт уже проведен, жильцы экономят более 22% на «коммуналке».

Какими вы видите дальнейшие перспективы деятельности Фонда ЖКХ?

С учетом достигнутых результатов и накопленного опыта мы считаем целесообразным создание на базе фонда специализированного и постоянно действующего института развития инфраструктуры муниципальных образований, который бы решал такие актуальные для отрасли ЖКХ задачи, как модернизация коммунальной инфраструктуры, привлечение частных инвестиций, внедрение энергоэффективных технологий, создание и эффективное функционирование постоянно действующих программ переселения граждан из аварийного жилья и капремонта многоквартирных домов.

Эту идею поддерживают и большинство губернаторов, и сенаторы, и депутаты Госдумы. Это предложение недавно поддержал и президиум Общественного совета при Минстрое России. 

Досье. Сергей Вадимович Степашин

Председатель наблюдательного совета Государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Кандидат исторических наук. Доктор юридических наук, профессор, Государственный советник юстиции РФ, почетный доктор Дипломатической академии МИД. Воинское звание — генерал-полковник.С 1990-го по 1993 год — народный депутат РСФСР, председатель Комитета Верховного Совета Российской Федерации по вопросам обороны и безопасности. С 1993-го по 1998 год — первый заместитель министра безопасности, директор Федеральной службы контрразведки, директор Федеральной службы безопасности, министр юстиции, министр внутренних дел России. В 1999 году — первый заместитель председателя Правительства РФ — министр внутренних дел, председатель Правительства РФ. После избрания в декабре 1999 года депутатом Государственной думы возглавлял комиссию по борьбе с коррупцией. С 19 апреля 2000 года по 25 октября 2013 года возглавлял Счетную палату РФ. Распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2013 года N° 2597-р назначен председателем наблюдательного совета Государственной корпорации — Фонда содействия реформированию ЖКХ. С 2014 года является председателем Общественного совета при Минстрое России.