Рисуем акварелью: свойства цвета. Тёплые и холодные тона

Акварель "Cotman", оттенок гуммигут.
Акварель "Cotman", оттенок гуммигут.

Насколько проще было бы использовать цвет, если бы можно было сказать, что красный всегда тёплый, а синий всегда холодный. Это верно, когда они находятся бок о бок и мы видим разницу. Проблема в том, что цветовая температура зависит от отношения всех цветов в картине.

Вообще говоря, тёплые цвета, как правило, выносят элементы в живописи вперёд, а холодные заставляют их отступить, поэтому вы можете отрегулировать расстояние без разрушения трёхмерного эффекта. Ответ лежит в смеси цвета, которую вы используете.

На цветовом круге здесь вы можете видеть, что каждый основной цвет имеет с холодный оттенок с одной стороны и тёплый с другой. 

Цветовой круг холодных оттенков:

Цветовой круг тёплых оттенков:

Красный цвет кадмия на спектре к жёлтому становится теплее, чем ализарин малиновый, который идёт по направлению к синему. Кадмий жёлтый в сторону красного становится апельсиновым, теплее, чем лимонно-жёлтый цвет, который имеет зелёный оттенок. Прусская синь холодна по сравнению с ультрамарином.

Самый ясный пурпур получается от смешивания ультрамарина и малинового ализарина. Если вы смешаете красный цвет кадмия с любым из синих, вы получите немножко пурпурный. Это тонкое сочетание
чрезвычайно полезно в тенях.

Акварель "Cotman", цвет синий Прусский.
Акварель "Cotman", цвет синий Прусский.
Акварель "Cotman", цвет ультрамарин.
Акварель "Cotman", цвет ультрамарин.

Хотя акварель известна своей прозрачностью, некоторые пигменты менее прозрачны, чем другие. Непрозрачные цвета, условно говоря, включают кадмий и жёлтую охру, ализарин малиновый, лазурь и зелёный хукера.

Некоторые цвета (ультрамарин, кобальт и церулеан) при разбавлении размываются неровно, так как пигмент не растворяется в воде равномерно. Этот эффект даёт интересные текстуры, которые можно использовать в нужном контексте. Так что нужно учитывать пигменты не только по их цвету, но и по их различным свойствам.

Богатые, интересные тёмные пятна могут быть достигнуты только путём смешивания цветов. Сопротивляйтесь позыву к использованию чёрного, это может сделать картины мутными. Слишком много слоёв также может привести к грязи.

Уважайте различия между цветами. Практикуйте смеси систематически и постоянно, прежде чем приступить к живописи, но будьте открыты для интересных сюрпризов.

Угол поля

Дерево на переднем плане было окрашено более подробно и более тёплой зеленью, чем деревья позади, чтобы создать ощущение пространства и расстояния. Зелёные цвета фоновой листвы содержат больше синих оттенков и окрашены более рассеянным образом, что указывает на то, что они находятся дальше.

В то время как зелёный и синий считаются прохладными тонами, вы можете создать широкий диапазон, чтобы принести пространственный эффект вашим картинам. Может быть трудно отличить холодные и тёплые синие оттенки, но если посмотрите на цветовой круг, то вы можете увидеть разницу.

Солнечный свет

Яркие зелёные с жёлтыми тонами цвета: получаем солнечный свет. На расстоянии зелень синее и прохладнее.

Оттенки синего

Для того, чтобы создать элементы, которые кажутся ближе к зрителю, пригодится тёплый ультрамарин на деревьях и тёмных областях. Более холодный и размытый прусский синий обеспечивает основу картины, создавая небо, которое "холоднее" и поэтому кажется дальше.

Жёлтый на передний план

Жёлтый цвет использовался на переднем плане для деревьев, чтобы усилить эффект близости к зрителю.

Источник: https://www.toybytoy.com/stuff/Draw-a-watercolor-color-properties