Причины плохого поведения ребенка. Основные принципы.

25.07.2017

Поведение ребенка подчиняется 3 основным базовым психологическим принципам.

Рассмотрим их подробно.

1. Первый принцип - это принцип личной значимости, сопричастности и принадлежности. Когда ребенок растет и развивается, у него есть вполне конкретная, путь даже и не осознаваемая, цель: добиться чувства принадлежности, сопричастности и собственной значимости. Суть состоит в том, что ему важно понимать, какое место он занимает в семье, какими эмоциональными способами контроля над ситуацией он владеет, что он – полноправный член семьи, он имеет право принимать важные решения, чувствовать себя взрослым, контролировать ситуацию, отвечать за свои поступки. Только так можно достигнуть формирования адекватного уровня чувства значимости. Чувство принадлежности, сопричастности достигается путем установления позитивной связи с родителями и родными.

2. Второй принцип - это принцип целенаправленности поведения. Поведение ребенка всегда имеет цель, которая может быть видимой и скрытой. Почему ребенок капризничает? Таким способом он старается удовлетворить свои потребности, которые по каким-то причинам не удовлетворены. К примеру, просит покормить с ложечки, хотя давно кушает самостоятельно. Для чего? Чтобы почувствовать духовную связь с мамой. Значит, в данный момент ему очень этого не хватает. Ребенок не знает, как достичь желаемого и в ход идут способы, доступные ему: плач, истерика, непослушание, игнорирование просьб, крик, отказ. Плохому поведению всегда есть причина – неудовлетворенная потребность. Мы, взрослые, должны это понимать и всеми путями «докопаться» до истины, а не начинать «нападать», еще больше загоняя ребенка в угол и усугубляя проблему.

3. Третий принцип - это принцип тяжелого психологического состояния. Ребенок, который плохо себя ведет – подавлен, разочарован в чем-то, находится в состоянии уныния и печали. Чаще всего поведение – это следствие внутреннего состояния.

Как использовать эти принципы? Главное правило – понять, какую потребность ребенок старается удовлетворить своим поведением. Этого вы добьетесь простым наблюдением и анализом его действий. А как только найдете, постарайтесь дать ребенку то, чего ему действительно не хватает.

Запомните:

Чувство причастности достигается ребенком через позитивное внимание, эмоциональную связь с родителями.

Чувство значимости – через возможность участвовать в принятии важных решений, способности контролировать ситуацию, самостоятельно выполнять какие-то шаги.

Более подробно про воспитание ребенка вы можете узнать из нашего бесплатного видео-тренинга "Лучшие советы по воспитанию ребенка" по ссылке.