Жизненная сказка

Автор: Н.И. КОЗЛОВ, психолог
Личные консультации syntone@syntone.ru

Жизненная сказка (или просто Сказка) - трактовка, осмысление и оценка реальности в виде эмоциональных и социально завершенных сюжетов. Сказка - описание эмоциональное, рассказ по-человечески. Сказка - один из видов внутренней картины жизни.

Хотите пример? Посмотрите и послушайте Сказку о Стеклянных Шариках - фрагмент из фильма «Амели» (читайте ниже). Итак... Стеклянные, похожие на хрусталь, шарики для детей – то же самое, что золотые слитки или бриллианты для взрослых, Выиграть даже один золотой слиток или бриллиант - удача и радость, но в жизни одного маленького мальчика случилось абсолютное чудо - звезды сложились так невероятно, что он на перемене выиграл все шарики у всех своих одноклассников...

Действительно, на одно и то же событие разные люди создают разные сказки: это поле свободы, поле творчества. Основное деление сказок - сказки позитивные и негативные (результат драматизаций). Кроме этого, можно выделить сказки романтизирующие (возвышающие человеческие намерения) и циничные (принижающие мотивы людей).

Складочка жира у разных людей может означать все что угодно, от: «Я ужасная жирдяйка!» до «Я способна хорошо о себе позаботится» и «Я могу позволить себе и умею получать удовольствие». Складочка жира может восприниматься как «Я готова к материнству» и просто: «Складочка жира».

От чего зависит тот или иной способ видения (восприятия) ситуации, создание тех или иных сказок? Любые сказки создаются на материале местной (и семейной) культуры, в первую очередь в силу привычек, традиций, а также эмоций и настроений. Однако традиции и эмоции определяют не все: умные и взрослые люди сами выбирают, в какой сказке или с каким сказками им жить. А когда от сказок уходить, начинать жить в реальности.

Что создается сказкой? Сказкой создается живой и душевный мир. Мы головой знаем, что в мире есть атомы, молекулы и законы физики, и с точки зрения науки мир только механический, не душевный.

А вот любовь существует только в сказке. Вне сказки существует инстинкт размножения, ферромоны и физиологически обоснованное влечение особи противоположного пола, сопровождающееся всплеском гормональной системы, призванным решить вопрос воспроизводства и сохранения данного биологического вида на земле. Тот, кто не знает сказку о любви, не может любить, верить и надеяться, хотя вполне успешно может ощущать сексуальное возбуждение и, возможно, даже социально приемлемым образом заниматься сексом.

Родина существует только в сказке. В реальности есть только место рождения, место проживания и прописка.
Мама - живет только в сказке. В реальности есть женщина, произведшая ребенка на свет, производившая его вскармливание и другое текущее обслуживание.

Описанию в формате Сказки противостоит описание происходящего в формате Реальности: репортаж о последовательности происходящего в фактах и цифрах, максимально объективно, без метафор и эмоций.

Нужны ли людям сказки? Да, обязательно нужны. Человек, не знающий сказки человеческой жизни и не умеющий в них верить - не вполне человек. Как сказал один физик: «Вы знаете, я этого всего не понимаю - солнце, чайки... Мне главное высота h и скорость v». Процесс воспитания - это в том числе обязательно привитие человеку сказок общечеловеческой и местной культуры, помогающих ему жить среди людей и творить жизнь, воплощающую сказку.

Например - он меня обнял - он меня любит - это сказка. В реальности - просто подошел, положил руки на мои плечи (сила давления, тепло, холодно?), потом ушел. А в сказке - любит. А в сказке - стало тепло и хорошо на душе. В сказке - души согрелись друг о друга.

Сказка о стеклянных шариках

Видео: Фильм «Амели» Сказка о Стеклянных Шариках - скачать видео

Стеклянные, похожие на хрусталь, шарики для детей – то же самое, что золотые слитки или бриллианты для взрослых, Выиграть даже один золотой слиток или бриллиант - удача и радость, но в жизни одного маленького мальчика случилось абсолютное чудо - звезды сложились так невероятно, что он на перемене выиграл все шарики у всех своих одноклассников. В этот миг, когда последний стеклянный шарик стал его, он стал не просто богачом, а владельцем несметных богатств всего мира. Попробуйте представить, что бы чувствовали вы, если бы это произошло в вашей жизни?

И все, что тебе сейчас нужно - это свое богатство взять, забрать с собой, чтобы потом им пользоваться и радоваться ему. И когда ты начинаешь свои богатства рассовывать по карманам, раздается свисток одного полудурка, твоего учителя: он тебя зовет в строй, и с ним особенно не поспоришь. Ты начинаешь торопиться, царапаешь руки об эти драгоценности, но именно в этот момент, в этот миг ты понимаешь, что сразу забрать его не получается - все чисто физически не вмещается ни в руки, ни в карманы. Представьте еще раз: вы берете пачки денег, вы купаетесь в этих деньгах, но понимаете, что в вашу тележку это уже не вмещается и тебе придется это здесь бросить, оставить… Ты набиваешь карманы драгоценными шариками, а они раз за разом высыпаются из карманов: это просто ужас. Учитель свистит тебе и тебя торопит. Ты в отчаянии, а он в это время, криво изгибаясь, подходит к тебе и при всех тебя берет за ухо, выковыривает из земли и заставляет идти в строй: ему наплевать на то, что ты оставляешь половину своих богатств. Тебя ведут, точнее унизительно тащат за ухо, пригибая к земле, и вдруг в это время не выдерживает твой карман и все твои сокровища, которыми ты еще секунду назад владел, потоком высыпаются на землю. Ты теряешь все и под улюлюкание тех, кто сейчас над тобой усмехается, из богача, владельца несметных сокровищ, в миг превращаешься в униженного нищего… Это переживания, выпавшие на долю маленького мальчика.

Это - сказка. Драматическая сказка. Сказка, драматизирующая события. Но те же самые события могут быть рассказаны и без драматизаций, в режиме репортажа о реальности.

Репортаж о реальности

Ребенок в возрасте около 10 лет лежит на жесткой поверхности, опираясь на локоть. Это ему не очень удобно, одно плечо напряжено, возможно уже затекло. Локоть, скорее всего, будет испачкан. Мальчик щелчком гонит стеклянной шарик в ямку, шарик тяжелый, при щелке на ногте болезненное ощущение. Шарик попал в ямку, мальчик резко поднимается и громко орет с поднятыми руками: у него при этом резкий выдох, хорошая дыхательная гимнастика… глаза при этом закрыл, ничего не видит, похоже на детский оргазм. Проораться обычно полезно, он орет. После этого мальчик стал быстро складывать шарики в свои карманы: пыльные шарики карманы грязнят и оттягивают, его мобильность уменьшается. По выражению лиц других мальчиков можно увидеть что его отношения с другими детьми ухудшились: его друзья надулись, и показывают это убедительно. Учитель свистит, чтобы класс построился. Свист, как некоторое напряжение, для сосудов скорее полезен. Мальчик было повелся на свист учителя, привстал, но потом решил дособирать шарики и стал делать это энергичнее. Возможно, при таких резких движениях он может поцарапать кожу пальцев вокруг ногтей. Учитель видит, что ученик его не слушает, возмущен или изображает возмущение. По неудачному свисту можно предположить, что он еще и растерян. Учитель идет к мальчику, изгибаясь телом, заранее прилаживаясь к намеченному действию: берет за ухо и тянет вверх, потом в направлении строя. Для мальчика это небольшая боль и массаж уха, улучшающий кровообращение и интеллектуальную деятельность..По дороге к сверстникам карман рвется, шарики рассыпаются.

Последствия:

  • уменьшение тяжести и увеличение потерянной мобильности.
  • Необходимость для мамы зашить карман. Дополнительные хлопоты невелики – минут 10,
  • улучшение отношения сверстников к мальчику.