Седьмое ноября

Сергей Меркуров "Смерть вождя"
Сергей Меркуров "Смерть вождя"

Два дня назад случилось седьмое ноября, непростое, а юбилейное - столетие Октябрьского переворота в России.

Мои друзья – люди веселые не могли спокойно прожить этот день. Заранее подготовились – заказали экскурсию в Горки Ленинские. Да-да, в то место, где с гулькин нос пожил барином и завершил свою жизнь вождь Ильич.

Горки Ленинские, по рассказам друзей, были тихи и по-осеннему меланхоличны. Народу – никого, кроме экскурсии из Бразилии. Друзей потрясла усадьба, до Ленина принадлежащая дворянам Гартунгам, затем купцам Морозовым; молодой экскурсовод - кладезь исторических знаний поразил воображение слушателей; удивила скульптура «Смерть вождя» Сергея Меркурова. Тема скульптуры страшна, исполнение неоднозначно: мертвого Ленина – античного героя с рельефной мускулатурой несут на плечах к последней юдоли такие же античные герои соратники-революционеры…

Фрагмент скульптуры Сергея Меркурова "Смерть вождя"
Фрагмент скульптуры Сергея Меркурова "Смерть вождя"

В Горках Ленинских мои друзья провели с полудня до 18.00. Как говорится, входили при свете, вышли в темноту. Хотите, понимайте про свет и темноту аллегорически…

А моя семья использовала седьмое ноября с эстетической пользой: мы сходили на фильм «Матильда». Господи, сколько шума вокруг, лозунгов, обвинений! Скажу вам, на мой взгляд, фильм замечательный, грамотная историческая мелодрама. История про то, как слабый мужчина, оказавшийся в клещах обстоятельств, выбрал власть, но не любовь.

Кадр из фильма Алексея Учителя "Матильда"
Кадр из фильма Алексея Учителя "Матильда"

Многие с пеной у рта доказывают, что так или этак как в «Матильде» не было во времена последнего русского императора: корона в момент коронации не падала, Николай Второй на коленях перед Ходынкой не стоял, Матильду не заворачивали в кокон савана и не сжигали на плоту в центре романтического прудика…

Есть такой жанр кино как байопик. Что это? Цитирую «Википедию»: «Байопик - фильм-биография, повествующий о судьбе знаменитой, известной личности на протяжении всей жизни или в наиболее важные драматические её моменты. В отличие от картин, основанных на подлинных событиях, или исторических фильмов, целью фильма-биографии является не хроникальное освещение случившихся фактов и событий, а влияние конкретной персоны на их исход».

И далее, снова «Википедия»: «Споры о достоверности. Обычно от биографических картин ожидают определённой достоверности; однако иногда в них все же допускается изменение некоторых событий в пользу сюжетной линии. События иногда изображаются более драматично, чем они фактически происходили; время сжато, чтобы соответствовать всем важным событиям в фильме, или несколько человек смешаны в одно лицо…».

Так что, если кто-то из несмотревших все же решит сходить на «Матильду», не ждите документального кино, ждите байопика!...

В «Матильде» потрясающий романтизм, воздушный балет, ножки-шейки балетных девушек, как единый гимн Прекрасному, кареты-лошади-мундиры- букеты-вазы-драгоценности-дворцы-храмы-бальные наряды-старинушки-вагоны… Ах, чего только нет в этом фильме! И любовь… Она всегда манит зрителя, беспроигрышный вариант – загнать людей в зрительный зал, пообещав про любовь.

В нашем зрительном зале больше половины сидели женщины. Их лица перед сеансом напряглись ожиданием. В собственной жизни эти женщины уже пережили все, что могли: первые чувства, любовь, свадьбу, брак, рождение детей, развод или естественный уход половины… И вот теперь – напряженный взгляд, остановленный на молочном пустом экране. Когда же, когда нам покажут кино о сумасшедшей любви царя и балерины?

Когда фильм закончился, зал аплодировал. Наша семья - тоже…

…Вот так истаял-прошел день седьмого ноября.

Самое главное не было напрягов, споров «ху из ху?», революционного подъема в груди. Седьмое ноября уже стало историей, и вряд ли кого до мурашек волновало то, столетней давности событие с крейсером «Аврора» и взятием музея Эрмитаж… ах, простите! - взятием Зимнего дворца.

…А в советское время, когда власти обязывали праздновать этот день с кумачами и лозунгами, мы с мужем обожали уезжать в деревню, на дачу и наблюдать тихое природы увяданье.

Ноябрь. Стеклянная остывшая река. Настороженный голый лес, и вдруг неудержимая зелень молодых елок. Серое небо с быстрыми тяжелыми тучами. Переписк синиц и мелькание их золотисто-синих крыльев в студеном воздухе. А в мрачном поле, среди пожухлых серо-коричневых трав внезапно, как открытый глаз, как привет, как улыбка, - живой синий василек.

Вот самые лучшие праздники, когда встречаешь неожиданные откровения природы!

…На сегодня у меня все. Пока-пока!