U196 — ПОДЛОДКА-ПРИЗРАК

18.07.2017

В свой последний поход подлодка U196 отправилась 29 ноября 1944 года из Батавии (Джакарты), где располагалась небольшая база снабжения и ремонта подлодок, и, согласно имеющимся данным, должна была выйти в Индийский океан и двигаться в сторону Южной Австралии для патрулирования. Кроме того, она должна была встретиться с другой немецкой субмариной того же класса – U510 для пополнения запасов… Вскоре после выхода из Батавии U196 бесследно исчезла со всем своим экипажем.

Наиболее часто озвучиваются две версии: лодка подорвалась на противолодочной мине западнее Зондского пролива, вскоре после выхода в Индийский океан (английские военные корабли периодически ставили минные заграждения в этом районе) или же она погибла вследствие аварии на борту, возможно, при погружении. Но во всех случаях подлодка должна была подать хоть какой-нибудь сигнал, который обязательно кто-нибудь услышал кто-нибудь из «коллег». Хотя подлодка ушла в небытие молча, память о ней то и дело напоминает о себе.

В послевоенные годы в прессе появилась на первый взгляд невероятная версия, согласно которой U196 после мнимого затопления, пересекла Тихий океан и в сопровождении чилийского линкора «ALMIRANTE LATORRE» благополучно вошла в город Икике на севере Чили, и дальнейшая судьба её не ясна. Имеется свидетельство вдовы одного из чилийских моряков, согласно которому её покойный муж был свидетелем того, как кто-то из экипажа немецкой подлодки (возможно, командир) поднимался на борт линкора для получения навигационных карт южной акватории чилийских берегов и архипелага Огненная Земля. Согласно сообщениям чилийских газет за 1945-46 года, имеются сведения о наблюдениях неизвестных подводных лодок в проливах архипелага. Эта информация, разумеется, циркулировала на уровне ничем не подтвержденных слухов.

Так, 11 мая 1945 года агентство «United Press» распространило сенсационную информацию о том, что около городка Икике появилась немецкая подводная лодка. Якобы было перехвачено радиосообщение, которое передавалось на двух языках – немецком и плохом испанском. Экипаж подлодки сообщал, что на борту закончилось топливо и продовольствие, а также имелся один больной, которому требовалась медицинская помощь. Информация об этом происшествии исходила, якобы, от Начальника Северного морского района Чили капитана Орьяна. Согласно поступившей информации, экипаж подлодки запросил разрешения у начальника базы принять лодку в порту Токопилья и эта просьба была удовлетворена. Однако лодка в порту так и не появилась, а пресса больше не упоминала ни о чем подобном.

Естественно, отсутствие конкретики в подобных ситуациях указывает на то, что это просто газетная «утка». Но, как говорится, «нет дыма без огня». Разумеется, никто не мог точно назвать ни тип лодки, ни её номер, ни её принадлежность. Но может быть,это действительно была U196, как многие предполагают? А её официальное исчезновение было просто ширмой для каких-то секретных миссий? Здесь открывается поле для фантазии и вопросов без ответов.

В конце 90-х годов ХХ века появилась новая информация о судьбе лодки U196. Якобы, водолазы обнаружили остов субмарины у юго-восточного побережья Австралии, неподалеку от местечка Маккуари. Причем обследование корпуса выявило наличие искусственных повреждений, будто кто-то проник в затонувшую лодку. А это по международным законам является уголовным преступлением. Но с какой целью понадобилось залезать внутрь «стальной могилы»? Согласно данным международного общества ветеранов флота «Sharkhunters», на борту лодки могли находиться компоненты ядерного оружия – по аналогии с подлодками U234 (сдалась американцам) и U809 (затонула у берегов Норвегии), — и эти компоненты могли предназначаться для японцев. Последнее, что известно об этом случае, – американские специалисты в 2003-2004 годах собирались предпринять полномасштабное обследование находки; они собирались найти следы радиоактивных веществ и определить возможность попадания их в руки террористических групп. Итог этого мероприятия неизвестен.