Об образовании

26 January 2018

Думаю, посмотрев на заголовок, можно подумать, что есть более чем одна часть статьи. Возможно, что так и будет. Или я просто остановлюсь на одной.

Итак, что будет в статье:

  • Личное мнение о системе образования (речь пойдет о российском образовании)
  • Разбор некоторых проблем

Чего не будет:

  • Призывов к митингу
  • Рассказов о том, что учиться бесполезно

Кратко скажу о нынешней российской системе образования (думаю, это вполне просто для понимания): детей тянут на хорошие оценки и хорошую сдачу экзамена, затем хорошие оценки в вузе, чтобы получить хорошую специальность.

Но на деле где-то этот механизм дает сбой, и на выходе мы получаем совсем не то, что ожидали. Что же пошло не так? Начнем с разбора прошлого абзаца.
Слова, на которые я бы обратил внимание, выделены курсивом.

Итак, что мне в этих словах не нравится?

- "тянут". Всё просто - насильно мил не будешь. Попытки побудить ребенка, а затем и подростка к учёбе выглядят очень странно и так же странно работают. И к какому-то моменту почти все ученики условно делятся на три типа:

  • Умные ребята, которые выезжают на энтузиазме и которым не нужны стимулы. Не всегда энтузиазма хватает на весь процесс обучения, но об этом позже.
  • Тоже умные ребята, но без особого желания учиться. Их можно выделить в отдельную группу, потому что они придумывают лазейки, чтобы выглядеть как первые.
  • Поначалу тоже умные, в большинстве своём, но не сумевшие пойти ни по одному из первых двух путей. В какой-то момент начинают скатываться, получают плохое отношение к себе и забивают на учёбу.

- "хорошие оценки". Потому что система оценок такая же дырявая, как лист фанеры после обстрела пулемётом. А принуждение и отсутствие внятных стимулов создают четкую установку - "получи хорошие оценки и от тебя отстанут".

- "экзамен". Экзамены, тестирования, контрольные - всё это способ залатать дыры в фанере из прошлого абзаца. Дешёвым пластилином. Прекрасный подход - вместо решения причины, по которой все ищут дыры и пути обхода, просто пытаться залатать эти дыры. И всё это нагнетается в глазах несчастных учеников, потому что сама система контроля - мусор. Вы когда-нибудь нервничали перед важным экзаменом? А почему? Потому что:

  • Никто не знает, что будет в вопросах, либо, если это экзамен по билетам, то лишь смутно представляет.
  • Потому что есть риск завалить, даже идеально зная материал, и последствия, в глазах учеников, огромны.

В итоге, нервничая, человек еще хуже всё выполняет, и занижает свой результат.

Но это не главный минус системы. Главный минус в том, что ни один экзамен не сможет достаточно точно вам показать, насколько человек осведомлен в той или иной области. Нужная в одной задаче формула может вылететь из головы, а способ решения другой задачи всё никак не сформируется в голове ученика, у которого слегка другое мышление. Потому что почти любая школьная задача заточена под конкретный путь, по которому человек должен прийти к ответу. В конце концов, составленное из множества тем тестирование сильно усреднит показатели понимания разных тем, и в итоге если человек не знает одну тему совсем и знает другую в совершенстве, он получит в лучшем случае "удовлетворительно" и поплетется проклинать учителей/министра образования, да кого угодно, и отчасти будет прав. Но в неэффективности школьного, и затем отчасти университетского (здесь дела обстоят получше) обучения виноват и министр образования, и учителя, и сам ученик, все в разной степени.

Почему? Вернемся к мотивации. Повторюсь, единственная мотивация это неясная и не действующая на деле цепочка с целью получить хорошую должность.
Оценки - даже не мотивация. Просто не совсем стабильная система, которая так важна для всех, причем по совершенно неизвестным причинам.

Думаю, этим сухим текстом не обойтись, поэтому вспомним три группы учеников, которые я описал выше, и создадим некие образы, чтобы было яснее. С фантазией на имена у меня всё плохо, но этого хватило на три человека.

Итак, наш первый персонаж - Катя. Умная девочка, которую очень любят родители. С ней еще до школы много занимались, привили настоящий интерес к получению знаний. Первая группа, очевидно. Катя ездила на различные олимпиады, участвовала в конференциях, была примером всему классу, ведь училась на отлично. Но в какой-то момент в Кате что-то перемкнуло, и интерес стал пропадать. Возможно, это связано с тем, что ей особой пользы всё это так и не принесло, а принесло лишь бессонные ночи и презрительные взгляды одноклассников. Или Катя просто резко поменялась разумом с кем-то. Конечно же второе, вы тоже так думаете?

Второй персонаж - Коля. Парень совсем не глупый, но слегка ленивый. Он никогда не любил делать то, в чем не видит смысла. Вторая группа. Коля никогда не видел смысла в учебе, в отличие от Кати. Но учителя давили, а Коле не хотелось этого. Потом родители пообещали новый ноутбук, если Коля без троек закончит год. Коля закончил. Только вот все его хорошие отметки в дневнике - плод постоянных списываний, "забывания тетрадей" с домашним заданием и того, что Коля после уроков оставался с учителями и вёл душевные разговоры. Отчего такому приятному человеку не поставить "5"за год?

И в третью группу я помещу Васю. Вася хотел учиться, будучи в начальной школе. Только не всегда у него это получалось. Не то что бы Вася был не очень сообразителен, но периодически у него стали проскальзывать тройки. Потом появились и двойки. А потом Вася стал периодически пропускать уроки. А зачем ходить? Ведь в школе, кроме порицаний от учителей и теперь уже скучных уроков, ничего нет. А дома Вася просто отмахивался от вопросов матери об учёбе. Потому что мать делала всё то же самое, что и учителя. Просто кричала на него, когда Вася получал очередную двойку.

"И в чём смысл?" - появится вопрос у читателя, осилившего текст до этого места. А смысл в том, что система оценок - огромная ошибка, а система контроля, пытающаяся эту ошибку исправить - еще большая ошибка.

Итог. В моём идеальном видении:

  • Система оценок должна быть индивидуальной.
    Чтобы был виден прогресс ученика, а не то, насколько он лучше или хуже других. Например, показывать его успехи в сравнении с прошлыми результатами.
  • Не нужно привязывать оценки к дальнейшей судьбе ученика.
    Если правильно объяснить ему, что хорошие знания дадут хороший успех, то незачем будет обходить систему.
  • Необходимо показывать прикладную сторону той или иной темы/области/науки. Не просто чертить график параболы, а рассказать, что параболические отражатели используются в освещении, к примеру, показать как это работает. Насчет полезности даваемой в школе информации, скорее всего напишу позднее.
  • Экзаменов - по минимуму. И чтобы результаты были не "плохо-хорошо", а "тебе подходит профессия физика-ядерщика". Тестирования не должны заваливать, они должны направлять.

Думаю, на сегодня достаточно. В следующий раз, возможно даже завтра, напишу о том, в чем прикол коммунизма, почему социалистические эксперименты оказались неудачными, и почему коммунизм это скорее хорошо, нежели плохо.