Как научить ребенка буквам

18.07.2017

Серьезные и, можно сказать, завышенные требования сегодня предъявляются даже к развитию еще маленьких детей. Никого не удивит, что ребенок, который идет в первый класс, уже умеет читать. А несколько десятилетий назад это заявление выглядело бы странным. Теперешние родители стараются обучить ребенка чтению как можно раньше, начиная занятия с изучения букв.

Когда приступать к обучению?

Восприятие букв, как символов, из которых состоят слова, формируется у детей постепенно. Некоторые готовы к процессу обучения уже по достижении трехлетнего возраста, для других подходящий момент наступает ближе к исполнению пяти лет. Как и любая ступенька развития, изучение букв, а потом и чтение, очень индивидуальны у каждого ребенка.

Например, если малышу с рождения каждый день читали книжки, сказки на ночь, и родители сами увлечены чтением, свидетелем чего был ребенок, то желание научиться читать появится намного раньше, чем у его сверстников. Здесь самое главное – интерес; процесс обучения не должен проходить через силу. Если ребенок сам не проявляет интереса к чтению, тогда лучше не торопиться с обучением, а дать ребенку время повзрослеть. Читать он всё равно научится, главное — не спровоцировать у малыша отвращение к чтению. А это может возникнуть, если его заставлять учить буквы и читать в том возрасте, когда он не будет к этому готов.

Существует несколько методик, которые предлагают разный подход к раннему обучению ребенка, общая специфика которых заключается в преобладании игровой формы.

Учимся в игре

Основные требования к процессу обучения:

— Желание малыша узнать что-то новое, хорошее расположение духа и настроение.

Если ребенок заболел или плохо себя чувствует, либо капризничает в силу других обстоятельств, не приступайте к изучению букв.

— Занятия должны быть непродолжительными, но регулярными.

— Необходимо купить или сделать самостоятельно обучающие материалы.

В качестве таких материалов используйте:

— карточки с буквами;

— книжки с картинками;

— красочные кубики с буквами;

— азбуку для самых маленьких.

Обычно для деток при изучении букв используют методику интуитивных ассоциаций. Как кажется взрослым, обучение по такому методу достаточно простое. Например, показывают картинку, где нарисован зайчик и говорят: это буква «З». Но ребенку совсем непонятно, как связаны между собой эти совершенно разные понятия. Трехлетний ребенок не способен выделить первый звук из слова и поэтому не видит связи между зайчиком и какой-то закорючкой. В этом и заключается основная ошибка данной методики.

Более интересной и легкой для усвоения методикой будет замена слова междометиями или звукоподражаниями. Они более понятны трехлетнему ребенку и поэтому доступны для быстрого запоминания.

Например, буква «А». Её очень легко изобразить: достаточно стать и широко расставить ноги, при этом напевая «Ааааааа». Нарисуйте букву на листке бумаги, добавьте ей ноги и рот, который поёт известный звук. В таком случае у малыша сработает логическая связь между буквой и звуком. На просьбу родителей сказать, что это за буква, ребенок будет её прямо демонстрировать, а это не только легко, но и весело.

Такие волшебные преображения можно придумать для каждой буквы – и тогда они станут не просто значками на бумаге, они оживут и станут новыми сказочными персонажами в игре малыша. Буквы могут ходить в гости к игрушкам, их можно звать по имени на обед, или катать на машинке. Уже через два – три месяца такого обучения ребенок будет знать весь алфавит.

Дети в трехлетнем возрасте любознательны и способны усваивать огромное количество информации – воспользуйтесь этим для развития ребенка и обучения его буквам, если он не против. В раннем возрасте учебный процесс легко превратить в игру, а полученные знания становятся крепким фундаментом для быстрого освоения навыков чтения.