БЕЗ ЛОХА ЖИЗНЬ ПЛОХА

Седьмица странных предложений – так я бы поименовала минувшую неделю.

Это, наверно, как в старой песенке – «что-то непонятное в воздухе». Иначе ничем не могу объяснить резкую активизацию всяческих колл-центров с их навязчивыми прозвонами.

Маскируясь под некую «федеральную программу» и прикрываясь заботой о здоровье нации, мне навязчиво пытались впарить какое-то мутное «обследование всего тела». Мутное – но бесплатное. И очень прозрачно прогнозировалось, что по результатам сей бесплатной федеральной заботы «врач» неназванного «медицинского центра» непременно «назначит» мне какие-то процедуры. Отнюдь не бесплатно.

Поскольку назойливо интересовались моим ростом-весом, я полагаю, что под флагом попечения моего здоровья тупо желали поиметь много денег, втюхав за бешеное бабло какие-нибудь якобы чудодейственные обёртывания или вовсе уж «волшебные» пилюли или капли (а то и целый комплекс) «для похудания». Смешно, что на всех потенциальных посетителей у зазывал имеется один-единственный текст. Не, правда – смешно, когда сбросить лишние килограммы предлагают, к примеру, известной нашей телеведущей Наталье Лебедевой. Ладно, Наталью, красавицу с идеальной фигурой, подобные «предложения» лишь веселят.

А ведь люди, имеющие реальные проблемы со здоровьем (да тот же лишний вес, вызванный серьёзными эндокринными сбоями), ведутся на «бесплатную диагностику», а потом просто оказываются не способными противостоять агрессивному маркетингу – и покупают (зачастую в кредит) бесполезные (а может и вредные – кто их всерьёз проверял?) биодобавки и процедуры. Дело ведь не только в потраченных деньгах. Гораздо глубже проблема, когда человек впустую тратит время на дорогостоящие глупости, запуская болезнь до фатальных параметров. Вот это действительно – страшно.

Безымянные телефонные маркетологи совести не имеют, коли так горячо продвигают свой обман, отлавливая доверчивых и рассчитывающих на чудодейственные «медицинские центры» граждан. Впрочем, наивно речь вести о совести, когда на кону сумасшедшие деньги.

Вот ещё один способ извлечения денежных средств из карманов доверчивых россиян (особенно граждан пенсионного возраста, которые привыкли верить печатному слову, не говоря уж о слове, по радио прозвучавшем). Чудодейственные аппараты, которые лечат практически всё. Такие компактные, не больше ладошки величиной, невероятно простые в эксплуатации: нажми на зелёную кнопочку – коробочка забибикает, нажми на красную – бибикать перестанет. А пациент ощутит прилив богатырского здоровья, невзирая на диагноз. Астма у пациента, рак простаты или проломленный в результате ДТП череп.

А вот сейчас появилась якобы новая модификация волшебной коробочки: выбираешь номер необходимой тебе процедуры (пронумерованный список болячек в коробочку уже вложен), нажимаешь всего одну кнопочку – и волшебный карманный лекарь даже не бибикает, в тишине своё святое дело творит. Бибикнет только в конце процедуры – мол, всё, ты оздоровлён, хозяин!

И этот вид бизнеса на доверчивости процветает, увы. Основные принципы такого разводилова изложены одним из участников дискуссии по теме «медицинский прибор «Витаритм»:

"1. С начала 90-х появляются чудо-приборы, которыми якобы тайно лечатся уже многие годы (как всегда куча свидетельств и все они всплывают одновременно).
2. Фирмы "лечат" о консультациях, обещают последующее обслуживание. Правда странно, как можно без обследования назначать лечение? Это же преступно... Хотя некоторые предлагают пройти осмотр у них, но это еще + столько же к аппарату - зачем оно вам? Хитро...
3. Почему пенсионеры? ))) попробовали бы они меня развести...
4. После всплеска продаж, как правило, приборы исчезают, телефоны не работают, обратиться некуда и история забывается.....
5. Появился новый чудо-прибор, которого нет ни у кого!!! Эгей!!! Гениальный чувак придумал и никому в больницы не отдает! Даже видео есть как у бабушки отросли ноги!!! И дятька авторитетно все рассказал, и если я позвоню прямо сейчас, то заплачу не 30 000, а 20 000 - о ЧУДО!!! Жаль, китаец, который собрал эту хреновину, заработал всего 15 рублей..."

К сказанному одно лишь добавить могу: на этой неделе мне позвонили дважды (на телефон домашний). Первая звонившая настоятельно интересовалась, какими хроническими заболеваниями страдаю я и члены моей семьи. А то, дескать, есть такой чудо-прибор (МЕДИЦИНСКИЙ!!!) – «Витаритм». Как, вы ничего не слыхали о таком чуде?! Впрочем, немудрено, ибо врачи-то официальные все в связке с фармацевтическими фирмами, желают дорогостоящие медикаменты вам всучивать, а в настоящем и скором излечении (не говоря уж о профилактике) совершенно не заинтересованы. Надо, дескать, прямо с пелёнок людей на таблетки подсадить – а потом стриги дивиденды…

Но вот есть ещё люди в нашей стране!!! Разрабатывали, дескать, приборы для космонавтов, втайне от народа ими пользовались. А потом, дескать, поделились с МЧС – и как пошло МЧС людей пачками спасать! В каждой машине непременно по «Витаритму» возят, потому что это вообще чудо из чудес.

- Да вы что! – Не совсем вежливо вклиниваюсь я в рекламно-оболванивающую трескотню. – И давно в МЧС такое чудо?
- Уже больше пятнадцати лет, - уверенно врёт телефонная рекламщица. – Это ведь по настоянию МЧС расширили производство прибора, чтобы каждый мог в доме иметь, а не только специалисты.

Знаете, за МЧС немало грехов водится (недавние уголовные дела по пропавшим миллионам, выделенным министерством на строительство жилья для сотрудников, тому подтверждение), однако в рекламировании сомнительных «медицинских приборов» точно не виновата чрезвычайная наша контора. Это я ответственно заявляю, дамы и господа!

Ну, пришлось отправить заботливую мошенницу по тому адресу, озвучить который не велит Роскомнадзор. А буквально через пару дней ещё один звонок на домашний номер:
- Звонок из Москвы! Служба технического контроля. Вы приобретали у нас аппарат «Витаритм», мы хотели бы узнать, довольны ли вы его работой.

…Роскомнадзор опять без доходов останется, извините…

Эту «контролёршу» я отправила по одиннадцатиэтажному адресу. Ни разу не повторившись. Аж сама восхитилась, право же. Собеседнице «из Москвы» тоже, наверно, понравилось – «отбой» я давала, она, видимо, не решалась прервать столь изящную филологическую конструкцию.

А ещё я обнаружила в собственном почтовом ящике вот такую бумагу.

Раньше от этой же конторы тоже извещения приходили, даже с печатями. И не единожды от «Единой городской службы по учёту водоснабжения» открещивались и МУП «Водоканал, и ФБУ «Архангельский ЦСМ», и даже на сайте мэрии предупреждения публиковались. Средства массовой информации во множестве публикаций также предупреждали: осторожно, мошенники! Несмотря на цитаты из законодательства РФ, несмотря на печати и прочие атрибуты «официальных документов» - это мошенники.

На сайте государственного центра стандартизации и метрологии всё в подробностях рассказано, приведём лишь краткую выдержку:

«Остерегайтесь мошенников, которые ведут агрессивную рекламу от имени несуществующих фирм под названиями «Единая городская служба по учету водоснабжения», «Водоконтроль Городская служба по учету водоснабжения», «Единый городской Центр обслуживания ЖКХ» и т.п.

Адреса этих организаций на бланках отсутствуют, в Архангельской области они не зарегистрированы. Шестизначный номер телефона, указанный в рекламе, обслуживается call-центром в г. Петрозаводске. Аналогичные листовки рассылаются и в других регионах России.

Цель этих жуликов не поверять водосчетчики, а продавать их Вам по цене в 2-3 раза дороже реальной. <…> В телефонном разговоре мошенники обманывают граждан, называя цену за поверку прибора учета воды ФБУ «Архангельский ЦСМ» 1500 руб., <…>. Это ложь, направленная на то, чтобы вы согласились купить у них дорогой, ненужный Вам, проблемный прибор учета воды.

Также поясняем, что никаких «графиков коллективной поверки» быть не может, поскольку дата проведения поверки каждого конкретного водосчетчика зависит даты его предыдущей поверки и межповерочного интервала, указанных в паспорте прибора».

Бумажка на сей раз была без всяких там печатей, но зато с предусмотрительно оформленным отрывным талончиком. И раскритикованный «коллективный график» в обновлённой бумажке отсутствовал. Но «работы по поверке» таки имели место. Вот же нахальные мошенники!

А может и не мошенники, а совершенно честные и оборотистые коммерсанты? И вообще, если мне всю неделю посредством телефона пытались уши лапшой завесить, то и я имею право позвонить, тем паче, телефон указан и мне даже «необходимо согласовать дату и время процедуры проведения поверки приборов учёта». Взяла вот и позвонила по обозначенному телефону (в глубине души ожидая самого оголтелого мошенничества).

А меня взяли – и не обманули! Ну, почти не обманули – милая девушка озвучила, что в центре стандартизации с меня снимут 1500 рублей за поверку приборов учёта (на сайте указана сумма втрое меньшая – и это если на дому поверку проводить). Ну, и ещё 20 дней ждать, пока приборы исследуют и дадут официальное заключение. А за это время «Водоканал» будет начислять плату по нормативу. Ну, и специалисту, который будет снимать и устанавливать обратно счётчики, тоже надо заплатить…

А «Единая городская служба» существует для того, чтобы граждане не забывали (а то ведь многие даже и не знают!), что счётчики должны проходить поверки. Вот потому эта самая служба и раскидывает по почтовым ящикам уведомления, чтобы граждане не забывали и потом на штрафы не напарывались. И ни для чего больше! И никакого мошенничества!

Вежливая девушка доходчиво мне разъяснила, что поверкой приборов учёта занимается центр стандартизации и метрологии, «Единая служба» поверки не производит. Она, служба, только установкой приборов учёта занимается. И напоминанием, что надо за счётчиками своевременно следить. А неувязочку, что в листовке указана как «работы по поверке будут проводиться с 13 ноября по 27 ноября», девушка разрешила просто: мол, у вас когда приборы учёта установлены? Менее трёх лет? Так это не для вас напоминание, вы лично можете спокойно проигнорировать эту конкретную бумажку. И следующие бумажки – тоже игнорируйте спокойно, пока у ваших приборов срок поверки не настанет.

Вт так вот, граждане. Никакого мошенничества – только лишь напоминание. А заклинание «вам необходимо согласовать» - это не принуждение, а лишь повод заглянуть в техпаспорт вашего счётчика, уточнить, не близок ли критический срок. Никакого обмана – вы можете спокойно игнорировать.

Вот прогресс какой! А ведь совсем недавно иначе отвели по тому же самому телефону. «АиФ Архангельск» 12 сентября вот что сообщал своим читателям:

"Мы позвонили непосредственно в Единую городскую службу по телефону 8 (8182) 42-47-96. Там пояснили, что в Архангельске нет монополии на поверку приборов учёта, на дом по звонку приезжает мастер и за 2400 рублей устанавливает счётчик с опломбировкой. (Водоканал бесплатно проводит поверку. — Ред.)."

Интересно, такая радикальная поправка в ответах, буквально на 1800 поворот, - это результат разъяснительной работы в СМИ, или достижение правоохранительных органов, или всё же «что-то непонятное в воздухе»? Поди-ка вот обвини в мошенничестве! Разве только речь о недобросовестной рекламе может идти, коли нонеча по телефону отвечают не так, как давеча.

Подводя итоги рекламно-лохотронных особенностей минувшей седьмицы, будем всё ж таки последовательны: бдительность, граждане, ещё никому не вредила. Бесплатный сыр по-прежнему в мышеловке для лохов.

Волшебную таблетку, избавляющую одновременно «от головы, лишнего веса, геморроя и онкологии» по-прежнему не изобрели. Совершенствовали только способ избавления легковерных людей от «лишних» денег. Чудо-аппарат, с трудом оттяпанный эмчеэсниками у космонавтов, существует лишь в воображении бесстыжих обманщиков. Благотворители, приносящие на дом за символическую копеечку «эксклюзивные дефициты» под маркой особой рекламной акции, - это реинкарнация «представителей известной канадской компании», следовательно – тот же лохотрон.

Так что ежели захворали – обращайтесь к врачу, за аспирином идите в аптеку, процедуры принимайте по назначению доктора, а не по рекламным завываниям. А ежели вам таки звонят (по телефону или в дверь) с предложением бесплатной или трёхгрошовой панацеи, то смело пользуйтесь нашим рецептом: отправляйте «благотворителей» к бениной маме в гости. Берегите здоровье, нервы и деньги.

Лапшу с ушей стряхивала Ирина Будник

Иллюстрации - авторские игрушки Татьяны Сафоновой