8K подписчиков

Музыка и шум в кино- как это работает.

524 прочитали

Что делает музыка в кино, и как она влияет на драматургию и сюжет фильма, как её использовали в немом кино и зачем нужны шумы в кино? Что такое музыкальная стилизация? На все эти вопросы кратко мы сегодня ответим.

Как выглядел просмотр фильмов в эпоху немного кино.
Как выглядел просмотр фильмов в эпоху немного кино.

Что было в начале.

Изначально в кино было большой проблемой синхронизировать звук и картинку из-за несовершенства техники. Иногда киноделы прибегали к разным ухищрениям, чтобы добиться иллюзии синхронности. Основное внимание на функционирование музыки в фильме сделал Чарли Чаплин.

В своих фильмах «Новые времена», «Огни большого города», «Золотая лихорадка», где многие элементы движения были иллюстрированы музыкой, а именно походка Бродяги Чарли, работа у конвейера, в фильме «Новые времена», его оценки и так далее. Подобное явление мы можем увидеть в мультипликации, или же музыка может быть источником комических ситуаций в игровых фильмах, например в советской картине «Веселые ребята».

Согласованность между картинкой и звуком, достигается в первую очередь мелодикой, ритмикой и динамикой, а гармония и тембровые оттенки, при этом, не играют большую роль. Порой музыка сама играет роль функции представления движения, она может как ускорить, так и замедлить его, между тем, сами кадры не привносят движения.

Например, в кадре показывается человек ведущий машину или общий план дороги, а вот бешеный темп движения машины передаётся только музыкой. Именно она передает в этом моменте характер движения, который нам не показали, возбуждая воображение зрителя.
Леонардо Дикаприо за озвучкой фильма.
Леонардо Дикаприо за озвучкой фильма.

Озвучание игровых фильмов.

В игровых фильмах чисто иллюстративная музыка подвергается, «атомизации», так как она должна всегда подстраиваться к постоянной смене кадров. Здесь музыка менее автономна и довольно слабо связана с общей драматургией произведения.

Музыкальная иллюстрация в кино, как правило, часто берёт материал из реальных звуков, представляющих естественный колорит изображаемых в фильме предметов. Множество потребляемых человеком зрительных явлений обладает связанными с ними специфическими, особыми звуковыми свойствами: пчёлы жужжат, вода течёт, машины гудят, собаки лают и т.д.

Фильм может передавать соответствующие этим явлениям звуки, причём довольно реалистично; но они могут также их музыкально усилить, то есть переноси структурные качества этих шумов на музыкальные элемнты. От каждого звука шороха, шума мы можем вообразить их структурные свойства, и переправить их на звуковую дорожку, сохранения аналогию движения.

Этот звуковой поток воздействует на слух, но вместо неопределенной высотности шумов применяется звуковой материал, причём упаряточенный и принципы музыкального построения. Реалистичные шумы и иллюстрирующие их музыкальные элементы имеют такую же протяженность во времени, ритмическую форму и динамическую структуру, отличается здесь только сам характер звукового материала.

Вот так выглядит студия озвучки фильмов, точнее место, где создают звуки.
Вот так выглядит студия озвучки фильмов, точнее место, где создают звуки.
У музыкальной стилизации звуковых явлений свои задачи: шум, возникший в реальности- есть нечто одиночное, возникшее один раз, однако музыкальная обработка меняет её тон. Во-первых, она повторяет его, во-вторых, придает новый смысл из того, что музыкально обобщает, так как музыка, работающая по принципу иллюстрации не перестает быть музыкой, и как таковая сильнее действует на эмоции зрителя, чем простой шумовой эффект.

Про шумовые эффекты.

Транспозиция явлений шума во времени на музыкальные структуры позволяет протекать согласно музыкальным принципам, что улучшает качество шумовых эффектов. Звук автомобиля или самолёта, который звучит реалистично, не обладает этой возможностью внутреннего развития: он может усиливаться или слабеть, приближаться или отдаляться, но выразительной она может стать лишь при помощи, мелодики, тембровых красок, гармонии и т.д.

Шумовые эффекты в кинематографе могут изменяться не только в музыке. Крайне важны формы звуковой деформации, которые сегодня, благодаря техническим возможностям обработки могут придать шумам желаемый выразительный характер. «Симфония шумов» сама приобретает некоторую специфическую звуковую величину. Хорошо сделанные шумовые эффекты, шумы делают музыку лишней в конкретном случае.

Еще одна иллюстрация того, как люди 10-20 х годов 20 века смотрели кино.
Еще одна иллюстрация того, как люди 10-20 х годов 20 века смотрели кино.

Обычно режиссёр выделяет музыкальную обработку коротких одиночных шумов. Подчеркивание музыкой, например, ударов в сценах драк- это всё разлилчные формы дробной обработки реальных шумов. Довольно часто для этого эффекта создаётся акустическое усиление - фоническое преобразование звука.

Поэтому все встречающиеся в реальности акустические явления могут быть подвергнуты музыкальной обработке. Наилучшие звуковые явления это такие явления, которые довольно характерны, чтобы их можно было узнать, если они привнесены в звуковые структуры.

Если вам понравилась статья- поставьте лайк, если Вам интересно, как устроен кинематограф совету прочитать статьи:
Жорж Мельес- первый кино-режиссёр.
Краткая история киномузыки.
Значение музыки в кино.
Чем занимается режиссёр в кино.