Как самолёт сажали на Неву. Наши "чудеса на Гудзоне"

14.08.2017

Оказавшись в небе большинство людей так или иначе начинает думать о жизни и смерти. "Хоть бы долететь", "Ой, а чего нас трясет", "Почему такая плохая погода", "да как вообще эта махина держится в небе?!" такие мысли посещают многих во время полёта на самолете. Садясь в этот транспорт, мы полностью отдаемся на волю физики,случая и пилота. И еще неизвестно какой из этих факторов важнее! Пилот должен быть спокоен, смел, максимально обучен, адекватен, в тоже время иметь нестандартное мышление, чтобы в случае экстремальной ситуации придумать решение и взять за него ответственность. Иногда все эти качества и даже больше встречаются в одном человеке, и тогда мы видим чудеса человеческой выдержки и возможностей...

1. Этот случай произошел в 2010 году.

Авиалайнер Ту-154М авиакомпании «Алроса» выполнял пассажирский рейс ЯМ516 по маршруту Удачный—Москва, но через 3,5 часа после взлёта на его борту произошла полная потеря электропитания, которая привела к отключению бортовых навигационных систем. Электропривод топливных насосов был также отключён. В итоге экипаж произвёл вынужденную посадку лайнера в бывшем аэропорту Ижма (Республика Коми) на давно выведенную из эксплуатации и непригодную для самолётов этого типа взлётную полосу. После посадки при пробеге самолёт выкатился за пределы ВПП на 164 метра и въехал в лес. Никто из находившихся на борту самолёта 81 человека (9 членов экипажа и 72 пассажиров) не пострадал.

Героями рейса оказались два капитана – Андрей Ламанов и Евгений Новосёлов. Экипаж делал то, что в экстремальных ситуациях предписывает инструкция. Командиры удерживали самолёт, инженер и штурман пытались наладить работу приборов, бортпроводники успокаивали пассажиров. Всё это при почти полной темноте, с топливом на исходе, без связи, но, главное, без паники. По словам Андрея Ламанова, в течение всего этого экстремального полёта, экипаж и пассажиры сохраняли предельную концентрацию и дисциплину. Ламанов: «Благодаря собранности и действиям моих коллег, мы выполнили всё, что могли… Хотелось поблагодарить и пассажиров нашего корабля, которые стойко и мужественно перенесли, можно сказать, такую нестандартную ситуацию».

Тут помогло и маленькое чудо. Пилоты сначала увидели населенный пункт, на который садится нельзя было, слишком велик риск задеть живых людей, как вдруг промелькнула взлётная полоса давно недействующего аэродрома. Командир Андрей Ламанов пошёл на снижение. Ему помогал 2-й пилот Евгений Новосёлов. Приземлились.И даже когда самолёт выкатился за пределы полосы и врезался в тайгу, на пути не оказалось крупных деревьев, способных его разрушить.

Евгений Новосёлов
Евгений Новосёлов

Позже пассажиры напишут коллективное письмо президенту с просьбой наградить экипаж..

За мужество и героизм при исполнении служебного долга в экстремальных условиях командирам Андрею Ламанову и Евгению Новосёлову присвоены звания Героев России. Остальные члены экипажа удостоены ордена Мужества.

2. Совсем недавно в 2016 году произошло громкое происшествие с самолетом, летевшем рейсом Доминикана-Москва.

Boeing 777 вылетел в Москву из аэропорта Пунта-Кана, но внезапно летчики запросили разрешения вернуться: на борту возникла "нештатная ситуация". На деле же эта ситуация "полыхающий двигатель" и кружение в ночном небе, а у пассажиров чуть ли не разрыв сердца и прощание с жизнью. Командир экипажа 39-летний Константин Парикожа и второй пилот Дмитрий Алкеев - асы, спасшие в доминиканском небе почти 400 человек.

Константин Парикожа
Константин Парикожа

Возможно, у некоторых людей возникнет мысль "Ну развернул самолет, ну посадил, что тут такого." В том и соль, чтобы холодным, можно сказать ледяным умом, оценить ситуация и принять решение, почти как машина. Иногда этого достаточно для спасения жизней.

Дмитрий Алкеев  справа
Дмитрий Алкеев справа

3. Следующее настоящее чудо произошло в Ленинграде в 1963 году.

Самолет сел на воду! Таких случае всего 11 в истории, и только 4 обошлись без жертв. Наш случай как раз бескровный. Прошло много лет, но случай всё-равно выглядит нереально, тем не менее это было. Похожее произошло и в США, когда пилот посадил самолет на реку Гудзон. Об американском пилоте знают все, а знаете ли вы о наших?

Новый пассажирский лайнер Ту-124 компании «Аэрофлот» 21 августа 1963 года совершал регулярный рейс по маршруту Таллин—Москва. Командиром воздушного судна был Виктор Яковлевич Мостовой. Самолёт вылетел из аэропорта Юлемисте в и взял курс на аэропорт «Внуково».

Спустя некоторое время после взлёта экипаж обнаружил, что переднюю опору шасси заклинило в полуубранном положении. Посадка в аэропорту Таллина была невозможна из-за тумана, и диспетчеры приняли решение не направлять самолёт в Москву, а посадить на ближайшем аэродроме «Пулково» в Ленинграде. К 11:00 лайнер оказался около города и начал облетать город на высоте около 500 метров, вырабатывая топливо для того, чтобы уменьшить вероятность и силу возможного пожара при посадке.

В 12:10 на восьмом круге в 21 км от аэропорта, остановился левый двигатель. Было дано разрешение на сквозной пролёт через город. Однако через короткое время остановился и второй двигатель. Экипажу ничего не оставалось, как попытаться совершить приводнение на поверхность Невы. Командир передал управление второму пилоту Василию Григорьевичу Чеченеву, служившему в прошлом в морской авиации и имевшему опыт посадки на воду.

Самолёт, снижаясь, пролетел над домом 6 по Малоохтинскому проспекту, затем на 4 метра выше Моста Александра Невского (в то время — строящегося) и приводнился в районе Финляндского железнодорожного моста. Проходивший в тот момент паровой буксир оттянул самолёт к правому берегу Невы.