Многослойные пейзажи Ся Сяованя

<100 full reads

Ся Сяовань 夏小万 – я бы не обратила внимания, если бы не его интерпретация «Ранней весны» Го Си.

Легендарная "Ранняя весна" Го Си – одно из самых древних (1072 год) произведений китайской живописи с достоверно установленным авторством и мой личный фаворит в пейзажном жанре.
Легендарная "Ранняя весна" Го Си – одно из самых древних (1072 год) произведений китайской живописи с достоверно установленным авторством и мой личный фаворит в пейзажном жанре.
Интерпретация Ся Сяованя.
Интерпретация Ся Сяованя.

Художник воспроизводит известные пейзажные сюжеты в своеобразном объеме, в перспективе, составляя арт-объекты в пространстве из нескольких слоев стекла, на каждом из которых – от собственной руки конечно – наносит отдельный слой двумерного изображения.

Многослойные пейзажи Ся Сяованя

Остальные его произведения, на мой взгляд, зовут в царство банальщины в стиле Дэмьена Херста и настолько же неприятны к созерцанию. Но когда китайцы хватаются паразитировать на собственной классике – это у них зачастую получается эффектно. Несколько тысяч лет успешного комментирования предшественников в ущерб созданию собственного нового не могли пройти даром.

Еще круче все становится, когда инсталляции Сяованя вырастают до размеров целой театральной сцены и превращаются в декорации для постановки – тогда между этими слоями китайского пейзажа можно прогуляться не только глазами.

И это как нельзя более соответствующий медиум для работы с традиционным пейзажем, ведь известно, что перспектива на китайском свитке – чаще всего поплановое развертывание событий:

Многослойные пейзажи Ся Сяованя

Пространство строится в китайском живописном свитке в соответствии со строгой системой передачи пространственной характеристики мира на двумерную плоскость. Художник нередко прибегает к так называемой рассеянной перспективе, т.е. создает “разноцентренность”, по терминологии П. Ф. Флоренского (“О символах бесконечного”). В этом случае каждая часть свитка как будто написана по законам линейной перспективы, но каждый раз с особым центром. Иными словами, точка отсчета перемещается, на разные элементы изображения глаз смотрит, меняя место.

(с) Завадская, Беседы о живописи Шитао

Telegram