Талантлив ли ваш ребенок? Как это выявить?

10.08.2017

Талантлив ли ваш ребенок? Безусловно, да! Но как это выявить?  И в чем проявляются его способности? Оказывается, существуют специальные методы, которые помогают диагностировать у малыша одаренность.

Заметим сразу, что, в общем, выявление одаренности – это очень сложный процесс, в который должны быть увлечены психологи. Выявлять одаренного ребенка нужно, чем раньше, чтобы было достаточно времени на развитие его таланта.

Все мы знаем, что люди отличаются между собой по умственному развитию, имеют разные творческие способности. У кого-то развит музыкальный слух, кто-то умеет красиво рисовать или танцевать. И даже самые опытные педагоги не могут по результату всего одного теста на одаренность определить, что присуще именно вашему ребенку. 

Выявление одаренных детей происходит постепенно, чаще всего это делается в результате обучения специальным программам или же в процессе индивидуального образования.  

Интересно, что результаты любых тестирований на одаренность ребенка не являются окончательными и могут быть интерпретированы по-разному. Ведь высокие показатели психодиагностических методик вовсе не говорят об уникальной талантливости, а низкие – о бездарности малыша в той или иной сфере деятельности.

Педагоги отмечают, что нельзя идентифицировать одаренность ребенка на основе всего лишь одного тестирования. Тем более что в большинстве школ талантливость малыша отождествляют с интеллектуальными способностями. И единственный тест на оценку одаренности, который проводят в большинстве учебных заведений – это оценка коэффициента интеллекта. Также иногда пользуются тестами выявления креативности. 

Все эти тесты имеют много изъянов, и не могут адекватно и полноценно оценить одаренный ребенок или нет. Одним из лучших методов диагностики на сегодняшнее время считается психолого-педагогический мониторинг.

Такой метод должен отвечать некоторым требованиям.

  • оценка деятельности и поведения малыша должна проводиться со всех сторон. Педагог обязан использовать разные источники информации о способностях ребенка.
  • процесс выявления одаренности предусматривает наблюдение за ребенком в течение длительного времени.
  • для того чтобы проанализировать способности ребенка, нужно его вовлекать в разные занятия  и виды деятельности.
  • при оценке продуктов деятельности детей (например, стихотворений, рисунков, идей) нужно привлекать экспертов с разных областей.
  • нужно не только смотреть на ту одаренность, которая есть, а и на перспективы ближайшего развития.
  • при обследовании педагог должен использовать множество диагностических процедур. Их нужно отбирать в соответствии с предполагаемым видом одаренности.
  • любую диагностику одаренности нужно максимально приближать к реальной жизни.
  • педагог должен проанализировать реальные достижения ребенка. Речь идет об олимпиадах, соревнованиях, конкурсах.

Но даже такой комплексный подход диагностики одаренности детей не исключает субъективных оценок педагога. Поэтому категорически нельзя называть ребенка исключительно одаренным или же наоборот, обычным малышом. Такие оценки педагога или родителей могут очень негативно повлиять на последующее развитие ребенка. Он перестанет личностно развиваться, иногда это приводит к ухудшению эмоционального состояния крохи.

Зачем же тогда диагностировать одаренность, если это вызывает негатив у сверстников ребенка? Дело в том, что выявлять одаренность нужно, чтобы потом малыша правильно развивать в той или иной сфере. Однако если вы увидели в своем ребенке талант, то не нужно это слишком выпячивать его среди других детей, иначе пострадает и ваш малыш из-за недостатка общения.

Любите ребенка таким, какой он есть!