Безопасность на железной дороге: опыт Японии

В середине марта ж/д монополия вместе с правительством Санкт-Петербурга вновь обсудили проект по строительству путепроводов через стальные магистрали. Известно, что документ периодически обновляется, в него вносят новые точки и, напротив, убирают те места, где переезды не требуются. К примеру, из перечня объектов исключили проект «Строительство транспортной развязки по створу Блан-Менильской улицы через железнодорожные пути Ораниенбаумского направления». 

С учётом всех изменений, в целом, планируется построить 14 путепроводов. Они должны разгрузить Северную столицу, решить проблему пробок на переездах и как результат — повысить безопасность дорожного движения. О каких суммах идёт речь, в правительстве Санкт-Петербурга не уточняют. Однако известно, что Лиговский путепровод, к примеру, обойдётся Смольному в 3,56 млрд рублей. Именно такая сумма появилась на сайте госзакупок, пишет «Фонтанка». Подрядчика должны выбрать 19 апреля.

Не исключено, что в конкурсе примет участие компания «Пилон», крупнейшая на рынке дорожно-мостового строительства в Санкт-Петербурге и Ленобласти. Она уже получила права на реконструкцию Гореловского путепровода (контракт составил 889 млн рублей). Именно эти строители в мае прошлого года попали в поле зрения ФСБ. Силовиков тогда интересовали документы по строительству Пулковско-Дунайской дорожной развязки. Якобы в органы поступила информация о хищении средств в ходе работ на путепроводе.

Проект предусматривает ликвидацию семи переездов и возведение путепроводов (платных) с подъездными путями. 

Из заявлений питерский чиновников непонятно, войдёт ли в этот проект реконструкция одного из самых опасных переходов — на Туристской улице, который местные жители называют не иначе как «переход смерти». Мы неоднократно писали о многочисленных ЧП и трагедиях в этом месте, о жалобах и петициях, подписанных тысячами граждан, о депутатских запросах и открытых письмах. Известно, что проект забрал себе «Метрострой». Однако когда работы начнутся, так и не известно.

Остаётся надеяться, что дело сдвинется с мёртвой точки, тем более что вроде бы вместе с возведением новых надземных переходов рассматриваются варианты усовершенствования сети путепроводов на Октябрьской железной дороге. Как писал «Деловой Петербург», Смольный рассчитывает привлечь инвесторов в программу ликвидации железнодорожных переездов на пути следования скоростных поездов «Ласточка» и «Аллегро». Об этом заявил зампредседателя комитета по развитию транспортной инфраструктуры Иван Каргин.

Проект предусматривает ликвидацию семи переездов и возведение путепроводов с подъездными путями. Чиновник уточнил, что они будут платными. 

Пока чиновники с железнодорожниками решают, какие переходы безопаснее, какие стоит сделать платными, какие подземными или надземными, где-то всё уже придумано, опробовано и внедрено. Например, в Японии, которая является мировым лидером в секторе безопасности на железной дороге. Что красочно иллюстрируют нули в таблице ж/д инцидентов в Стране восходящего солнца.

Отдельно можно отметить те же пешеходные переходы через железные дороги: более 70% из них оборудованы шлагбаумами или автоматическими барьерами.

В опасных местах для движения пешеходов полностью перекрываются боковые проходы, в некоторых местах для большей надёжности ставят сферические зеркала. Сигнальные стрелки подсказывают пешеходам, откуда именно едет поезд или электричка.

В общем, всё устроено таким образом, что нормальному человеку нужно пройти целую полосу препятствий, чтобы оказаться под колёсами поезда. Желающих, судя по цифрам, немного. Статистику немного портят отдельные японцы с суицидальными наклонностями, но против этих граждан даже последние разработки высокотехнологичной державы бессильны. Остальные же могут чувствовать себя в полной безопасности.   

Чего, к сожалению, нельзя сказать о наших соотечественниках. По крайней мере, о тех, кто ежедневно пересекает пути в районе Туристской и ещё в тысячах подобных мест. Конечно, хватает и тех, кому не указ ни красный светофор, ни предупреждающие таблички — таков менталитет русского человека, который зачастую руководствуется принципом «авось пронесёт». В итоге — забег перед поездом и трагичный исход.