27,3K подписчиков

Пределы материнской любви

326 прочитали

Свете* больше жизни хотелось быть заботливой мамой, точно знающей, почему плачет ее младенец; угадывать каждый поворот его головы; и терпеливо убаюкивать свое дитя под мерное стучание материнского сердца. Но получалось у нее это из рук вон плохо.

Каждый раз, подходя утром к своему малышу и переполняясь нежностью при виде выставленной розовой пятки, она говорила себе: «О боже! Ну как, как я могу все это не любить?» и обещала, и клялась, что каждую минуту сегодняшнего дня будет наслаждаться материнством.

Но проходил час, за ним еще один и знакомое чувство тоски снова заковывало ее в свои кандалы.

В сотый раз пытаясь успокоить свое нервное чадо, она чувствовала, как ей хочется отсюда сбежать, как ненавидит она этот надрывный плач, как давят на нее бесконечные однообразные процедуры умывания, кормления, пеленания и потом снова: умывания, кормления, пеленания…

Ей казалось, что с каждым днем ее мозг становится все меньше, мысли все тяжелее ворочаются в сознании, а цифры, ее любимые троечки, семерки, девятки складываются в уравнения все сложней.

Свете* больше жизни хотелось быть заботливой мамой, точно знающей, почему плачет ее младенец; угадывать каждый поворот его головы; и терпеливо убаюкивать свое дитя под мерное стучание материнского...

Вот и сегодня, битый час пытаясь уложить сына, Света снова думала: «Господи, когда же все это закончится! Я тупею, я просто тупею.Превратилась в какой-то аппарат по уборке какашек и поставке пищи для живого существа. Я, ведущий эксперт аналитического отдела!

Да что же ты так орешь-то!» - последняя мысль относилась уже к сыну, и, поймав себя на ней, Света вздрогнула.

Внутренне сжавшись, молодая мама с тревогой посмотрела на малыша, как бы пытаясь угадать, не прочитал ли он ее мысли, не угадал ли он ее сиюминутную неприязнь к нему, не делает ли его несчастным ее тоска…

Когда сын, наконец, заснул, Света достала календарик, спрятанный от мужа в потайном месте, и вычеркнула в нем еще один день.

- Сто восемьдесят, - отметила про себя Света,- еще сто восемьдесят дней и я снова выйду на работу, - и уже глядя на уснувшего малыша, добавила:

- Прости, малыш, я справлюсь, вот увидишь, завтра у нас все будет по-другому…

Малыш беззаботно дернул во сне пяткой, и, прогрызаемая чувством вины, Света отправилась к мужу в спальню.

- Ну что, милая, как там наш богатырь? – с порога спросил заждавшийся супруг.

-О, Миш, и не спрашивай, еле заснул, все нервы с ним оставила, - ответила Света.

- Ты что, опять?!- привычно завелся Михаил. – Как ты можешь такое говорить про своего сына?! – Какая ты мать после этого, Свет? – начал горячиться муж, но увидев Светины слезы, осекся.

- Светик, ну ты чего? Ну, перестань, прости меня, прости. Я знаю, ты не специально, просто ляпнула не подумав, да и все…

И, вспомнив хорошую новость, радостно сообщил супруге. – Кстати, у меня сюрприз!

- Да? – обрадовалась, всхлипывая Света, - а какой?

- Я поговорил с твоим начальником, оказывается Серега с ним знаком.

Муж выжидательно смотрел на Свету, желая растянуть момент, к которому он так долго готовился.

У Светы что-то оборвалось внутри. Нехорошее предчувствие кольнуло ее.

- Зачем? Зачем ты с ним говорил? – напряженно спросила Света.

Муж выдержал торжественную паузу и сообщил. – Я все уладил, ты можешь не выходить из декрета в следующем году, он готов подержать для тебя место до двух лет! – Миша схватил Светку на руки и закружил по комнате. – Ты рада? Ну, скажи, ты рада?

Света побелела, ее губы затряслись, дыхание перехватило. – Оставь меня! – наконец-то смогла прокричать она. – Оставь меня в покое, урод!

Муж опешил и опустил Свету на пол. – В смысле? Ты что, больная? Я тебе отпуск на год продлил, два месяца сюрприз готовил, и я урод?!? Да пошла ты!...

Муж вышел из комнаты, громко хлопнув дверью. Малыш проснулся и истошно заорал. – Ребенка успокой, мамаша! – услышала Света его голос, доносившийся из прихожей. Хлопнула входная дверь. Света знала, что сегодня муж уже не вернется.

С тех пор, как родился долгожданный ребенок, они ссорились почти каждый день, и уже два раза ссора заканчивалась именно так.

Света взяла сына на руки и, прижав к сердцу, начала укачивать. – Ничего, сын, ничего, забормотала Света, - я смогу, я обещаю. Ведь материнство – это праздник, а ты у меня такой славный, я обязательно буду любить тебя, обязательно, каждую минуту из этих двух лет декрета.

На слове «двух» из Светиных глаз полились слезы, но она только крепче прижала к себе сынишку и дрожащим голосом запела: «Спи, мой мальчик, птицы спят… Накормили львицы львят…»

…Когда Света и Миша пришли на первую консультацию, они сели по разным концам дивана. На полутора метрах моего кабинетного диванчика весьма сложно устроиться именно так, но они справились.

– Она ненормальная, - начал Миша. – Она ребенка не любит. Вылечите ее. - И, опустив глаза, добавил, – Помогите нам, пожалуйста.

Света, комочком вжавшись в угол дивана, молчала.

*

Основная идея терапии для Светы в этой ситуации была в осознании своих желаний, и обретению внутренней веры в право на защиту своих потребностей.

Михаилу пришлось сложнее – ему предстояло научиться видеть пределы своей супруги, уважать их, и встраиваиться в родительскую функцию наряду с женой.

Обоим предстояло узнать, что такое послеродовая депрессия, научиться сочувствовать Свете, а не только малышу, отличать усталость от нелюбви, раздражение от нелюбви, тоску по любимому делу от нелюбви, а различив, оставить себе право на слабость, не нарекая это нелюбовью к ребенку.

У них получилось. И, кстати, как только напряжение в паре спало - сын начал засыпать, как убитый. Хотя, кто его знает, может, это просто чудесное совпадение ;).

У каждого из нас есть своя "немогота" - с ее осознания начинается прощение себя, милосердное отношение к другим, и в итоге обретение внутреннего света и покоя.

Видеоурок "Как простить себя" поможет вам в этом. Сегодня по спеццене - 13%. Ссылка на него здесь.

⬇️Как вам дался период младенчества ваших детей?

____

Уважаемые читатели! Я приглашаю вас к тактичному и доброжелательному обсуждению. Любые оскорбительные сообщения в мой адрес или адрес других людей будут отправляться в бан вместе с их авторами. Мой канал место для размышления и поддержки, а не для слива агрессии.

Автор текста и канала: психолог Галина Соколенко

____

Читайте другие мои статьи: Все ли со мной в порядке? - грань между неврозом и психозом и Пустяшная трагедия