История жизни святого Иоанна Кронштадтского

113 года назад ушел в вечность святой Иоанн Кронштадтский. В советское время его называли "реакционером-черносотенцем"; ныне православные радикалы пытаются доказать, что он всегда принадлежал к их лагерю. Хотя на самом деле святой Иоанн был в первую очередь истинным пастырем, чудотворцем, исцеляющим страждущих от духовных и физических болезней.

2 января 1909 года на 79-м году жизни преставился ко Господу святой праведный Иоанн Кронштадтский, по паспорту — Иоанн Сергиев. Не хочется вспоминать об общеизвестных фактах его биографии. Тем более, что жанр "житийной литературы" нередко подразумевает постоянные "штампы", дошедшие до апофеоза в так называемой "Общей Минее", где изложены "службы общие святым". Святителю, преподобному, святой жене — и так далее. Соответственно, если на приходе нет обычных Месячных Миней, с богослужебными тестами, сложенными в память конкретных святых — берется Минея Общая и в подходящий "трафарет" вставляется нужное имя.

Подписывайтесь на канал "Айя Софья" в Яндекс.Дзен

Вот только содержание такой службы становится ну крайне обезличенным, упоминая лишь некие общие моменты, характерные для жизни святых того или иного чина. Нечто похожее порой наблюдается и с Житиями. Прочтешь одно, другое, третье — и иногда уже через неделю все жизнеописания угодников Божьих сливаются в нечто аморфно-неразличимое. А действительно уникальные черты биографии того или иного святого скрываются за настоящим "лесом" усредненно-благочестивых "штампов".Чтобы такого же не произошло и с памятью великого русского пастыря, вместо обычного упоминания череды биографических фактов хочется сделать акцент на главных тенденциях деятельности св. Иоанна.

Ведь, и правда, священников до революции было много, и немало из них сподобилось причисления к лику святых. Однако кронштадский батюшка пользовался громадной популярностью среди православного люда уже тогда. И его прославление, впервые осуществленное Зарубежной церковью в 1964 году, а РПЦ — в 1990-м, стало практически констатацией свершившегося факта. Признаваемого почти всеми — без дискуссий и сомнений. Так что же уникального в Русской Церкви было связано с именем св. Иоанна Кронштадтского? Во-первых, конечно, это очень редкая и в современной РПЦ гигантская социальная работа популярного пастыря. Что греха таить — большинство православного клира видят свою задачу исключительно в "освящении" душ своей паствы. И это, в общем, правильно — но, увы, часто бывает недостаточно.

Читайте также: Священномученики: кровь пастырей за Христа

Мало того, что реальные священники часто сидят в своих храмах — и идут в мир лишь тогда, когда их зовут. В современной православной среде даже стало правилом хорошего тона противопоставление "сектантского миссионерства" — и православного "резидентирования", в ожидании, что люди сами придут к батюшке за духовной пищей. А св. Иоанн не дожидался, пока к нему придут "труждающиеся и обремененные". И не ограничивался лишь общим "набором пастырского воздействия" — исповедью, причастием, другими Таинствами и требами.

Подобного своему Архипастырю, распятому на Кресте, он сам шел "искать заблудших овец" — пристрастившихся к алкоголю, картам, блуду и другим порокам. Именно в Кронштадте стали организовываться первые "общества трезвости" — чьи духовно-нравственные основы актуальны и поныне. Можно сказать даже — особенно поныне. Ведь в те времена еще не были так распространены оккультно-магические методики под нейтрально-технологическим термином "кодирование", "программы борьбы с наркотиками" от вездесущих сект, начиная с сайентологии и заканчивая харизматами и кришнаитами. А у святого батюшки получалось не "залечивать" алкоголиков, заменяя один порок на другой — а по-настоящему их исцелять.

Немалый вклад внес святой и в дело борьбы с безработицей, ликвидации "босячества", возрождение опустившихся людей к новой, полноценной жизни — по всей России. Кстати, у святого пастыря очень хорошо получались и другие исцеления. Больных, бесноватых, одержимых. То, что ныне, опять же, является чуть ли не монополией тех же "харизматов", собирающих толпы на стадионах. А те, кто не желает участвовать в таких "балаганах", тем не менее, желая исцелиться, обычно слышит от своих приходских батюшек слова о необходимости "молиться, поститься, не грешить".

Спору нет, рекомендации очень правильные. Да только любому христианину все равно хочется хоть раз в жизни испытать на себе доброе и яркое чудо, которыми буквально пестрит Евангелие. А св. Иоанн Кронштадский, если так можно выразиться, "сказку делал былью" — совершая такие чудеса, отчего у него и не было отбоя от посетителей и паломников. Впрочем, будет огромной ошибкой сказать, что популярный священник ставил во главу угла своей работы лишь личные благодатные дары. К церковным Таинствам он относился с глубочайшим уважением. Только это уважение не превращалось у него, как во многих других случаях, в фарисейское "охранительство" тех же Святых Даров — понимаемое некоторыми батюшками в значении "держать и не пущать".

Подписывайтесь на канал "Айя Софья" в Яндекс.Дзен

В смысле — в отношении к прихожанам, "недостаточно готовых" к Причастию. Вспоминается красноречивый эпизод из того периода жизни св. Иоанна, когда он еще не обладал всероссийской известностью. Однажды он, проживая к комнате с двумя другими молодыми священниками, спросил у них: "Завтра праздник — не хотите ли причаститься?""Коллеги" ответили: "Ой, мы бы и рады — только ж, увы, сегодня по яичку скушали, а оно ж скоромное".

На что будущее светоч Церкви с грустью, смешанной с негодованием, сказал: "Маловеры! Неужели Вы думаете, что сила Святых Животворящих Тайн Христовых может быть уничтожена каким-то яичком?!" Жаль, что эти слова не вспоминают там, где требуют от желающих причаститься поста даже в Светлую Седмицу, когда согласно канонам любой пост отменяется — а вот "пребывание в храме с каждодневным причащением" является не только правом, но и обязанностью каждого верующего (66-е Правило 6-го Вселенского собора).К счастью, сейчас и в России все шире распространяется "литургическое возрождение" — и самые консервативные в других вопросах священники призывают своих духовных чад приступать к Св. Тайнам как можно чаще, хоть и каждую неделю.

Но вот с обязательностью поста накануне причащения клир РПЦ пока не обладает широтой взглядов праведного кронштадтского пастыря. Св. Иоанна не без основания причисляют к сторонникам монархии. Современные консерваторы с необычайным пиететом любят цитировать к месту и не к месту его слова: "Демократия в аду, а на Небе — Царство". Вообще, если говорить строго, то внутренняя жизнь Св. Троицы вообще не описуема в терминологии какой-то власти — там "власть" исключительно взаимной любви. А "монархианство", приписывание Лицам Троицы какого-то соподчинения является ересью, осужденной еще в первые века христианства.

Читайте также: Чудеса веры Амвросия Медиоланского

Но, в общем, вышеприведенная цитата писалась не для богословской дискуссии, а в полемике с революционерами, которые действительно довольно скоро превратили жизнь в России в настоящий ад. Кстати, совсем без демократии — ее заменила большевистская диктатура. Однако дело даже не в этом. Зачисление о. Иоанна в свой "лагерь" теми, кто готов захлебнуться от умиления не только при почитании Николая Второго (не как "страстотерпца" и даже "мученика", но исключительно "соискупителя русского народа", вместе с Христом!), да еще в компании со "святым благоверным царем Иоанном Грозным" и таким же "святым" старцем Григорием Распутиным — как минимум, неуместно.

Хотя бы потому, что большинство таких радикал-православных слегка помешано на "жидо-масонском заговоре" и прочей конспирологии. А вот св. Иоанн Кронштадский после устроенного "черносотенцами" еврейского погрома в Кишиневе на Пасху в 1903 году, назвал эти действия "скверноубийственным праздником Сатане". А Распутину, приехавшему за благословением, отказал в резкой форме. Впрочем, сторонники "распутинщины" еще в начале 20 века успели сочинить псевдоблагочестивую сказочку о том, что "святого старца" настоящий святой якобы благословил.

Увы, на самом деле, Иоанн Кронштадский был близок к предпоследнему, действительно, великому, государю Руси — Александру Третьему. А вот с его сыном Николаем Вторым (которого отец умолял отречься от наследования престола в пользу брата) как-то не сложилось. Может, поэтому влияние на последнего российского императора стали оказывать не "иоанны кронштадские" — а "гришки распутины". Ну, а чем это все закончилось — хорошо известно…

Впрочем, не будем заниматься гаданием на тему, как бы повернулась жизнь России в канун грозных событий 1917 года, если бы вместо авантюристов на царскую семью имели влияние настоящие светочи Православия. Лучше просто обратимся к великому пастырю со словами: "Святой отче Иоанне Кронштадский, моли Бога о нас!"

Подписывайтесь на канал "Айя Софья" в Яндекс.Дзен