Страшилка из мира авторских прав: Дракула против Носферату

01.11.2017

Во время службы в Сербии в период Первой мировой войны немец Альбин Грау был настолько впечатлён рассказами местных фермеров о вампирах, что решил снять о них фильм.

Прототипом сценария для картины стал роман Брэма Стокера "Дракула". По задумке режиссёра это был бы импрессионистский пересказ истории знаменитого вампира, но вдова автора этого произведения, которая на тот момент обладала правами на него, не дала своего согласия на использование.

И в результате Грау решил пойти на ухищрения: он намеренно переделал некоторые сюжетные линии, факты и имена в произведении. Например, в фильме солнечный свет не ослабляет, а убивает вампиров, также от укуса вампира жертвы в фильме умирают, а главный герой не очень похож на человека, а скорее на антропоморфного монстра с огромными когтями. Всё это было сделано, чтобы уйти от исков, связанных с авторскими правами, и в результате в 1922 году на свет появилась кинолента "Носферату, симфония ужаса".

Как и следовало ожидать, вдова Брэма Стокера подала на Альбина Грау в суд, где его признали нарушителем, в результате чего он обанкротился. Также суд предписал сжечь все ленты с этим произведением, что было сделано, и в Европе больше не осталось ни одной копии фильма.

Однако на тот момент одна копия фильма уже была в США, где из-за юридической ошибки роман "Дракула" был общественным достоянием. Ошибка была с точки зрения современного права забавной — просто на оригинале книги, который пришел в Америку, не было указаний об авторском праве, что автоматически перевело произведение в общественное достояние. Эту проблему урегулируют намного позже, когда в 1988 году США подпишут Бернскую конвенцию по охране литературных и художественных произведений.

По закону никак нельзя было требовать от властей США уничтожения этой киноленты. И после огромного успеха в кинотеатрах США, по прошествии более 50-и лет после смерти автора оригинального "Дракулы" лента вернулась в Европу, а сейчас считается классикой ужасов, которая оказала огромное влияние не только на фильмы о вампирах, но и на представление об этих монстрах в целом. В фильме 1992 года по оригинальному произведению режиссёру Фрэнсису Форду Копполе пришлось в одной из сцен объяснять зрителю, почему главный герой не умирает от солнечного света.

Так почему юридическая страшилка?

Если бы фильм "Носферату" был героем кого-нибудь произведения, то его сюжетная линия была бы такой: монстр, вылепленный по образу другого человека, после сожжения на костре, восстал из пепла и начал мстить своему прообразу тем, что менял представление о нем в глазах людей. Получился бы этакий социальный триллер с элементами мистики.

Если вам понравился пост, поставьте палец вверх и тогда вы сможете чаще видеть наши новости у себя в ленте.