Бьорк

01.11.2017

Бьорк, наверное, самая знаменитая исландка со времен Лейфа Эрикссона (скандинавский мореплаватель, который первый посетил Северную Америку за пять столетий до Христофора Колумба). Вигдис Финнбогадоттир (президент страны 80-96 г) однажды сравнила ее с героинями национальных саг вроде Брюнхильды (супруга короля Бургундии, героиня германо-скандинавской мифологии) и Ауд Мудрой (одна из ключевых участниц заселения Исландии в IX веке).

Бьорк проводила много времени за границей, в том числе чтобы избежать смущающего ее чрезмерного внимания. Но ее накрыла международная слава - благодаря десяти альбомам в записе которых поучаствовали чуть ли не представители всех национальностей планеты; благодаря роли в фильме “Танцующая в темноте”, которая в 2000 году принесла ей ей приз за лучшую женскую роль в Каннах. Выступление Бьорк на открытии Олимпийских игр в Афинах 2004 - м, утвердило ее в статусе музыкального космополита. Несмотря на то что сейчас она в основном живет в Нью-Йорке, на несколько месяцев в году она возвращается в Исландию. Ее успокаивает относительная простота этого места.

В беседах с журналистами, Бьорк часто упоминает, не вдаваясь в подробности, Северную идею. В каком-то смысле Северная идея ярко считывается на ее альбоме 2004 года Medulla, но все попытки облечь ее в слова оканчиваются полным провалом. Аусмундур Йонссон (менеджер исландского лейбла Bad Taste), сказал однажды, что:

слушая ее ранние сольные записи, он представлял одинокую фигуру на открытом пространстве, но в этом образе нет ничего специфически северного.

Журналисты, общавшиеся с ней напрямую, часто описывают ее как:

теплую, осторожную, проницательную, беспокойную, часто серьезную, а иногда грустную, невинную, но не наивную, честную и прямую, и с ней на удивление легко разговаривать практически на любую тему, не касающуюся ее самой.

Medulla (название описывает часть внутренней структуры растений и, что еще уместней, нижний отдел ствола человеческого мозга) проходила в Greenhouse Studio.

“Альбом движется вокруг голосов, говорила Бьорк - я хочу уйти от инструментов и электроники, из которых состоялся предыдущий альбом Vespertine. Мне интересно, что можно сделать, если взять полный диапазон эмоций человеческого голоса - соло, хора, поставленного голоса, попсового, фолкогово, какого-то необычного. Не просто мелодии, но вообще все, любой звук, который могут издавать связки.”

Большинство партий исландцев - вокализы, и Бьорк заменяет слоги на некоторых нотах - например, использовать “у” вместо “а”. В итоге, когда вокалисты начали придумывать бессмысленный, как бы африканский текст, ей приходится осаживать их. В некоторых случаях, чтобы сделать рисунок яснее или насыщеннее, ей приходилось вносить изменения в саму партию.

Голос Бьорк течет без усилий, как монгольские голоса, которые слышно через всю степь. Каким-то образом ее голос сам по себе превратился в творческий магнит, тянущий музыку в нужном направлении.

Журналисты, общавшиеся с ней напрямую, часто описывают ее как: теплую, осторожную, проницательную, беспокойную, часто серьезную, а иногда грустную, невинную, но не наивную, честную и прямую, и с ней на удивление легко разговаривать практически на любую тему, не касающуюся ее самой.
Журналисты, общавшиеся с ней напрямую, часто описывают ее как: теплую, осторожную, проницательную, беспокойную, часто серьезную, а иногда грустную, невинную, но не наивную, честную и прямую, и с ней на удивление легко разговаривать практически на любую тему, не касающуюся ее самой.

Долгое время на месте нынешней Исландии ничего не было. Островные вулканы начали подниматься из атлантических вод 20 млн лет назад, это была своего рода геологическая передышка. Примерно в 870 году н.э. землю начали обживать норвежские и кельтские земледельцы захватившие с собой знания германских племен, ставших основой традиций и практически не изменившиеся за прошедшие девять веков. Римы - пространные напевные легенды - рассказывали о богах, героях, викингах и простых исландцах. Сегодня они звучат удивительно знакомо: они стали основными источниками “Кольца” Вагнера, легли в основу “Властелина колец” Д.Р.Р. Толкина. Бьорк с удовольствием слушает преобладающую в исландской музыкальной культуре хоровую музыку. Здесь каждый десятый житель играет в рок-группе, а каждый пятый поет в хоре. Самое ценное в работах Бьорк - проблески футуристического мира, избавившегося от идеологий, теологий, стилистических войн и разделений, в значительной степени определяющих музыку последний сотни лет.