Дон Жуан

01.11.2017

Действующие лица

Дон-Жуан - баритон
Командор - бас
Донна Анна, его дочь - тенор
Донна Эльвира - сопрано
Лепорелло, слуга Дон-Жуана - бас
Церлина - сопрано
Мазетто - бас

Немного истории

Центральным сюжетом оперы становится легенда о Дон-Жуане, дерзком соблазнителе и искателе приключений. Легенда возникла в средневековой Испании, и хорошо известна во многих странах европы. Впервые этот сюжет разработал драматург Тирсо де Молина в дальнейшем же, к нему обращались многие, в том числе Мольер и Гольдони, а в XIX веке Байрон, Пушкин и Гофман. Музыканты тоже не оставались в стороне, и в 1761 году в Вене был поставлен балет Глюка “Дон Жуан”; а также миру известен целый ряд опер на этот сюжет. Но в разное время эта легенда получала разную трактовку и наполнялась разным смыслом. В некоторых из них, Дон-Жуан представлен как преступный, грубый соблазнитель, получивший в конце заслуженное возмездие. Но иногда в его образе проступали вполне привлекательные нам черты и идеалы - бесстрашие, честь, остроумие и бунт против устаревших моральных норм. После оглушительного успеха “Свадьбы Фигаро” Моцарт получает заказ на новую оперу и выбирает сюжет “Дон-Жуана” работу над которым заканчивает буквально за несколько месяцев. Моцарт перерабатывает либретто, выводят за рамки комедии, на основе легенды он создает музыкально - психологическую драму, полную больших накалов страстей и ярких, а подчас и неожиданных поворотов сюжета..

Дон-Жуан у Моцарта получается очень сложным и многогранным. Осуждая низкий моральный облик главного героя, Моцарт в то же время, облагораживает его. Делая из персонажа очень сложный и многогранный образ. Дон-Жуан Моцарта отважен, обаятелен и полон энергии. Почти у всех героев он вызывает чувство восхищения замешанное на порицании его поступков. Все их поступки, мысли и действия являются ответной реакцией на действия Дон-Жуана.

Сюжет

Наступает ночь.

Слуга Дон-Жуана Лепорелло жалуется на свою жизнь так как бесконечные похождения Дон-Жуана доставляют ему одни только беспокойства. И сейчас, он вынужден стоять на улице и ждать, пока его господин совершит задуманное пробравшись в комнату к донне Анне. Но на сей раз Дон-Жуана постигает неудача. Лепорелло слышит как донна Анна подняла шум и удерживает пытающегося сбежать Дон-Жуана. При этом, она не узнает его - лицо Дон-Жуана закрыто маской. На шум прибегает отец донны Анны - старый командор - и тут же вызывает Дон Жуана на поединок, но падает замертво сраженный шпагой.

Решив забыться от кровавых приключений в новом водовороте страсти, Дон-Жуан пытается преследовать красивую незнакомку, однако узнает в ней донну Эльвиру покинутою им раньше, такое приключение его не интересует, Дон-Жуан не любит возвращаться к прошлому. Безутешная Эльвира страдает, Лепорелло как может пытается ее утешить и отговорить от задуманной мести.

Следующий день

Дон-Жуан встречает компанию крестьян, шумно отмечающих свадьбу Мазетто и Церлины. Церлина сразу приглянулась Дон-Жуану и он пытается увлечь ее за собой разговорами. Его обаяние настолько велико, что девушка в смятении начинает колебаться и уже готова уступить ему. Внезапно появляеться Эльвира, затем донна Анна и ее жених дон Оттавио и расстраиваеют коварный план Дон-Жуана. Почти сразу же в Дон-Жуане донна Анна узнает убийцу отца и просит Оттавио о мести.

Ночь. Замок Дон-Жуана

Праздник в замке Дон-Жуана в разгаре. Все вокруг танцуют. Среди гостей, в толпу пробрались Эльвира, Анна и Оттавио спрятавшись за масками, задумав месть. Дон-Жуан не бросает своих попыток завладеть Церлиной и танцуя с ней незаметно увлекает ее из зала. Внезапно раздаются крики Церлины, просящей о помощи. Происходит всеобщая суматоха, во время которой Дон-Жуану и Лепорелло удается бежать.

Дон-Жуан находит себе новую цель. Его привлекает камеристка донны Эльвиры, и теперь он хочет пробраться в ее дом. Дон-Жуан меняется платьями со своим слугой, для того чтобы он отвлек хозяйку и поет серенаду под ее окном, клянясь ей в огромной любви. Обманутая Эльвира попадает в объятия переодетого Лепорелло, думая, что это прошлый любовник. Дон-Жуан в костюме слуги наталкивается на Мазетто, который вместе с группой крестьян разыскивает оскорбителя Церлины. Дон-Жуан ловко разделяет преследователей и, избивает Мазетто. В это время отбившаяся группа мстителей, наталкивается на Лепорелло, и принимает его за ненавистного им Дон-Жуана, в страхе, слуга рассказывает им о историю с переодеванием и убегает. Позже, на кладбище, господин и слуга встречаются. Веселый рассказ Дона Жуана о своих ночных похождениях прерывается возгласом статуи убитого им командора. Дон-Жуан не растерявшись смеется и приглашает статую к себе на ужин.

Снова зал в замке Дон-Жуана.

Эльвира умоляет Дон-Жуана остановиться и сойти с порочного пути выбранного им, повторяя что возмездие близко. В этот момент в зал входит статуя командора и требует от Дон-Жуана покаяться. Зная что минуты его сочтены, Дон-Жуан отвечает “нет”, и без страха идет навстречу своей смерти. Удары грома, сверкает молния. Дон-Жуан погибает увлеченный командором в бездну. Мстители, которых приводит в замок жажда расплаты, слышат рассказ Лепорелло о произошедшем ликуют - наконец-то Дон-Жуан понес заслуженную кару.

Занавес.

Музыка

Моцарт назвал свою оперу “веселая драма”, или, как мы сейчас говорим - трагикомедия. Что дает опере большую жизненную правдоподобность. Моцарт являясь мастером музыкально-психологических характеристик героев, ярко и выразительно выводит в своих ариях различные чувства, а их взаимоотношения, иногда тонкие и сложные, раскрывает с помощью многочисленных ансамблей.

В основе первого акта - быстрое чередование различных эпизодов.

Развитие второго акта связано с непрерывным нарастанием напряжения.

Третий акт распадается на две части (в некоторых современных постановках их делят на два самостоятельных третий и четвертый)

Первая часть насыщена комическими мотивами, бытовыми эпизодами, во второй эпизоды контрастны и усилен трагический план “веселой драмы”.