Эфиопский джаз

01.11.2017

Эфиопский джаз, возник, как модная и интересная по звучанию новинка, но надолго застрял в нашем поле зрения. Корнями эта музыка уходит глубоко в культуру страны, которая, за исключением короткого периода итальянской оккупации между 1936 и 1941 годами, была независима чуть ли не 3000 лет. Первым, кто понял, что его характерные местные мотивы могут быть смешаны с текстурами американского джаза, был Мулату Астатке, композитор и руководитель оркестра, чьи ранние записи начали привлекать внимание более 15 лет назад, после того, как музыку Мулату обнаружили и переиздали французские рекорд лейблы.

Астатке, собирался посвятить свою жизнь авиационной технике, но вместо этого он изобрел музыкальный жанр и стал центральной фигурой в чрезвычайно успешной серии антологий, которые глубоко проникли в истоки увлекательного, но так долго скрытого мира.

16-летний Астатке приехал в Великобританию в 1959 году, сначала в Колледж Линдисфарн, а затем в Бангорский университет, но в эти планы вмешалась музыка, и привела его в Тринити-колледж в Лондоне, где он изучал фортепиано, кларнет и гармонию, а также в Музыкальную школу Эрика Гилдера в Твикенхэм. В это же время он начинает играть на вибрафоне и фортепиано в клубах Сохо с карибскими джазовыми музыкантами, а также в танцевальных залах с популярным оркестром Эдмундо Рос. 1963 он поступает в в качестве первого африканского студента в джаз-ориентированный колледж Беркли в Бостоне, а позже переезжает в Нью-Йорк.

По возвращении домой в 1969 году, вынашивая амбициозную идеею по слиянию разных музыкальных культур и стилей, он обнаружил всплеск активности в мире искусства и развлечений, а также быстро развивающуюся ночную жизнь, дающую множество возможностей для экспериментов. Астатке создает группу «Ethio jazz», с помощью которой исследует возможность скрестить колорит в котором вырос он и его музыканты и те структуры, привезенные им из Америки.

В музыке тех лет очевидно просматривается влиянию таких музыкантов как Дюк Эллингтон. Параллельно Астатке работает в качестве аранжировщика для других групп и артистов, но музыкальные инструменты, привезенные им из Америки, - вибрафон; электронное пианино и примочки для электрогитары, иногда встречают сопротивление со стороны людей, считающим неприемлемым, наложение чужих звуков и приемов на традиционный музыкальный материал.

В 1973 году Астатке выпадает возможность познакомится с Эллингтоном, когда американский музыкант совершал поездку по Эфиопии и Замбии, спонсируемый государственным департаментом в то время, когда правительство США рассматривало джаз как оружие в пропагандистской войне против коммунизма.

Но уже в следующем году, жизнь Астатке меняется, в результате военного переворота, периода репрессий и комендантского часа. Ночная жизнь подходит к концу, и многие важные музыканты решают страну покинуть. Астатке, однако, остался в стране и записал «Екатит»: Ethio Jazz , первый эфиопский альбом, который выпускается как единое целое, а не собираеться из коллекции синглов. «Екатит» - это слово Геез, соответствующее февралю, месяц, в который произошла революция, что указывает на поддержку Астатке режима. Воспользовавшись теплыми отношениями между правительством Дерга и Кастро, он посетил Гавану, углубив знания латинской музыки из первых рук.