Зачем оркестру дирижер?

08.11.2017

Каждый кто пытался сделать что то в команде с другими 20 / 30 / 40 и тд людьми, знает, как сложно бывает скооперироваться во времени.

Сообщества музыкантов, играющих музыку, известны еще со времен древнего египта. Сохранились изображения человека, руководителя хоров, отбивающего ритм при помощи специального устройства, палочки. Зачастую композиторы, исполняющие музыку своего сочинения и были дирижерами, управляя оркестром из за клавесина или например скрипки, откладывая такты смычком, притопывая ногой, или размахивая нотным свитком. Только в начале 19 века у дирижера появилось некое подобие палочки. Этот же период выделяют как век рождения дирижеров как отдельной профессии.

До 19 века существовал принцип - как написано так и сыграно. Только после середины 19 столетия эти два понятия начинают жить по разные стороны и дирижер становится отдельным персонажем, интерпретатором. Считается что родоначальником дирижерской профессии в том виде, в котором мы ее знаем сейчас, был Вагнер. Он принес множество нововведений. Например, он решил думать фразой, а не тактом, большой, сложно спланированной фразой. У музыка появилось широкое дыхание и бесконечно изменчивый пульс. Вагнер, любил повторять фразу, которая в переводе с немецкого примерно звучит как:

“Слышать на дальнее расстояние”.

Вагнер, решил, что темпы зависят от характера мелодии. Изменчивость темпов, все во все переливается ничего не задерживается, музыка звучит как один поток.

Если подытожить одной фразой, то она будет звучать как - ртутная природа музыки, а не совершенство чертежа.

Что мы имеем сейчас? Каковы функции дирижера в оркестре?

Тактировать (откладывать такт)

Беспрерывное управление отношений. Можно сравнить с полицейским на дороге, который жезлом выхватывает в потоке машин нужные ему автомобили.

Громкость, контроль баланса.

Функция которая появилась достаточно поздно - контроль за текстом и ответственность за точность воспроизведения.

Дирижер - интерпретатор.

В оркестре существует абсолютно армейская субординация. Во всех ошибках виноват только дирижер. Вообще в немецкой исполнительской традиции, совместность вступлений, чистота интонации - дирижера не занимает. Он думает только о концепции.

Просто сыграть по нотам иногда бывает просто невозможно, особенно если брать во внимание произведение барочных композиторов. Ноты того времени крайне скупы на комментарии и детали. Поэтому, перед дирижером всегда стоит проблема дешифровки партитуры, попытка понять не букву, а дух произведения.

Поэтому 2 разных дирижера могут исполнять одно и тоже произведение как идентично (очень похоже) так и абсолютно по разному.

Отличным примером являются первые такты пятой симфонии Бетховена.

Но также, надо отметить, что бывали и оркестры без дирижера. С 1922 по 1932 год, в СССР существовал оркестр Персимфанс состоявший из музыкантов высокого исполнительского мастерства с задачей обходится без дирижера. Все решения о концепции и трактовке принимались сообща, а для того чтобы видеть и слышать друг друга музыканты рассаживались по кругу. Это требовало гораздо больше репетиций, но в целом отзывы у оркестра были положительные, в частности от Сергея Прокофьева. В 2008 году, эксперимент персимфанса был возобновлен и теперь выступления оркестра проходят с завидной регулярностью.