Пять причин, мешающих учиться всю жизнь

Фото: http://www.progressfocused.com/
Фото: http://www.progressfocused.com/

Lifelong learning – не новая концепция. Поговорка «век живи – век учись» приобретает новые оттенки смысла. Чтобы оставаться профессионально развиваться и реализовать мечты, приходится постоянно учиться, но не у каждого это получается. Давайте разберемся, почему.

1. Незнание способов.

Обучающие каналы на Ютубе и дистанционные университеты уже перестали вызывать удивление, но до сих пор количество тех, кто «я б куда-нибудь пошел, пусть меня научат» превышает число тех, кто действительно использует все возможности дистанционного обучения. Кстати, научиться полезным навыкам можно и без интернета, причем независимо от возраста. К сожалению, бесплатным курсам, кружкам и объединениям просто не хватает рекламы.

1. Давление среды.

«Ишь ты, давно уже пора купить квартиру (родить детей, сделать все, что кажется необходимым говорящему), а он(а) решила заняться всякой ерундой». Вне зависимости от предмета или навыка, которому вы хотите научиться, вокруг появятся такие люди. Они будут говорить что вы слишком стары, глупы и ставите неправильные цели, будь то обучение декупажу или ядерной физике. Эти же люди считают, что знаний, полученных в школе и университете, достаточно, чтобы прожить оставшуюся жизнь и больше не шевелить мозгами.

2. Усталость от учебы в школе, колледже, университете.

Учеба в школе или университете в России – это стресс. Во-первых, это физически тяжело: сидеть пять-шесть часов, сосредотачиваясь на одном предмете, выматывает. Во-вторых, психологический дискомфорт сопровождает учеников и студентов на протяжении бесконечных лет учебы. Необходимость постоянно общаться с неприятными людьми – как одноклассниками, так и преподавателями, публичные выступления и боязнь быть высмеянным за ошибку, экзамены и интенсивная подготовка к ним подрывают любовь к получению информации даже у тех, кто впитывает информацию, как губка. Студенты после окончания говорят «ноги моей больше не будет в университете», потому что соотношение полученного результата к затраченным усилиям не оправдало себя. Проекция школьного или студенческого опыта влияет на последующий выбор – продолжать учиться всю жизнь или больше никогда не ввязываться в эту затею.

3. Страх.

Когда человек решает узнать что-то новое, страх проявляется с нескольких сторон. Во-первых, это страх провала: «Вдруг в итоге ничего не получится, вдруг я потрачу время, деньги и усилия впустую». Во-вторых, это страх ошибки, вытекающий из предыдущего пункта. В школе и университете формируется нездоровое отношение к ошибкам. Ошибаться запрещено, и, соответственно, не прорабатывается и не исправляется, оставаясь пятном на репутации ученика. В итоге, боязнь совершить ошибку выливается в нежелание учиться.

4. Отсутствие мгновенного результата.

Каждый пятый ученик на курсах, где я работаю, уходит после первых двух-трех занятий, потому что надеялся на мгновенный результат и волшебную таблетку. Мы подписываемся на обучающие рассылки, и удаляем письма, даже не открывая их. Мы добавляем интересные видеокурсы в закладки в надежде вернуться к ним - и никогда не возвращаемся. Мы надеемся, что два-три занятия сделают из нас профи; что через три урока мы заговорим на испанском, научимся фотошопить и писать код. К сожалению, волевого усилия чаще всего хватает на три-четыре занятия. Больно слышать: «Ой, я пробовал, все это ерунда, я ничего нового не узнал» от людей, которые бросили курс даже не на полпути, а спустя полтора шага.

5. Отсутствие необходимости.

«Зачем мне повышать квалификацию, я и так все знаю» или «Зачем мне учиться, все равно меня не повысят» - две стороны одной медали. Необходимость – самый главный мотиватор. Когда от получения нового навыка или информации зависит завтрашний день, то находится время, средства и силы. Если же человек пребывает в комфортной среде, то мотивация сохраняется редко. «Комфортная среда» может быть и ужасной, просто она устраивает того человека, который в ней находится.

Что делать:

1. Окружить себя информацией.

И людьми, которые будут вас мотивировать. Когда изо всех щелей лезут возможности, сложно оставаться в стороне. Минимизировать общение с теми, кто считает желание узнать что-то новое блажью тоже полезно.

2. Попробовать простой курс.

Изучать big data и аналитику, если вы ни разу в жизни не сталкивались с этой темой и слабо представляете, что такое информация, сложно. Стоит попробовать «размяться» на чем-то более простом, понятном, в научно-популярном формате. Когда вы войдете во вкус, переключиться на более сложные темы будет проще.

3. Продвигаться медленно.

Невозможно выучить английский за 10 уроков, что бы ни говорила реклама очередных курсов. Не бойтесь, что прогресс будет медленным и незаметным - важно двигаться, не останавливаясь.

4. Отбросить стереотипы.

«Кулинария – не мужское дело», «Надо было в детстве учиться играть на скрипке, в сорок лет слишком поздно» и прочие необъективные причины не должны вас останавливать. Да, вы, скорее всего, не станете виртуозом-скрипачом или балериной Большого театра, если решили попробовать все это после тридцати, но вы ведь не поэтому хотите попробовать, верно?

5. Найти команду.

Команда – это необязательно толпа единомышленников. Это может быть мастер, обучающий вас тонкостям и премудростям, друг, решивший поддержать в начинании, онлайн-комьюнити, в котором можно найти ответы на все вопросы. Команда будет поддерживать в моменты, когда захочется бросить.

Когда вы в следующий раз решите, что неплохо было бы научиться играть на гитаре, готовить пиццу или обрабатывать фотографии, вспомните, что никогда не бывает поздно. И начните, наконец!