Из истории Смоленского аэропорта (аэродрома Южный)

Аэродром в Тихвинке построили в 1932-м. В предвоенные годы смоленское летное подразделение осуществляло доставку почты в районы, проводило опыление сельскохозяйственных земель.

Первые пассажирские авиарейсы появились уже после Великой Отечественной войны. В 1958 году Смоленск был связан пассажирскими воздушными линиями с шестью населенными пунктами области. А через год смолянам предлагалось попасть в Москву за полтора часа на самолете ЛИ – 2. Билет на авиарейс в Москву стоил ненамного дороже, чем на железнодорожном транспорте: 105 рублей на самолете с жесткими креслами и 115 – с мягкими (было это, напомним, до хрущевской деноминации).

Ко времени открытия в Смоленске нового аэровокзального комплекса (1983 год) наш город был связан воздушными линиями с десятью областными центрами страны, а на самой Смоленщине действовало 34 взлетно-посадочные полосы. Пассажирские перевозки прекратились в 1991-м. Большинство самолетов отлетало свой ресурс, стало непомерно дорогим авиационное топливо… Сегодня смоленское авиапредприятие осуществляет только полеты, связанные с газопроводным и экологическим надзором.

Характерная особенность в том, что аэродром Смоленска совсем недавно был еще аэродромом совместного базирования военной и гражданской авиации. То есть, на нем базировались авиаполк и гражданский летный авиаотряд. Это соседство «вояк» с «гражданскими» — всегда головная боль, как для одних, так и для других. Потому что у них цели принципиально разные. «Воякам» в первую очередь Родину надо защищать, и боевые задачи выполнять. А «гражданским» — надо обеспечивать регулярность авиарейсов и прибыли побольше получить. Так вот — от такого соседства порядка в целом в аэропорту Смоленск – отнюдь не прибавлялось.  

У нас есть все основания полагать, что в связи с постройкой высотного квартала поблизости от аэродрома на его будущем как на аэропорту гражданской авиации поставлен жирный крест, несмотря на недавние планы администрации по его восстановлению.