Ремесла на Кубани: почему не работает закон о поддержке мастеров

20 December 2018

Фото: личная страница Сергея Дудина.
Фото: личная страница Сергея Дудина.

В 2011 году в Краснодарском крае приняли закон о поддержке народных мастеров, который до сих пор работает вполсилы и не дает значительного экономического эффекта. «ВК Пресс» разбирался в причинах.

Что нам мешает создать ремесленную экономику на Кубани?

Несмотря на принятый в 2011 году закон о ремесленниках, сфера до сих пор прячется по углам, не может обеспечить рынок промышленными объемами, и какого мастера ни возьми — поддержки от государства он получить так и не смог. А ведь кубанские ремесленники могли бы стать надежной экономической опорой для краевого бюджета и неиссякаемым источником аутентичных кубанских товаров, способных вытеснить с туристического и культурного рынка края азиатские штамповки.

Проблему засилья на рынке контрафактной сувенирной продукции признают сами органы власти: губернатор, депутаты ЗСК, работники министерства курортов и туризма, потребительской сферы и культуры.

В департаменте инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства, который занимался финансовой поддержкой мастеров, закон так и остался без движения, потому что не нашлось желающих получить поддержку. Между тем при принятии закона была утверждена пятилетняя программа с общим объемом финансирования в 77 миллионов рублей.

В заключении о проведении экспертизы закона за подписью заместителя министра экономики края Игоря Красавина говорится о том, что в 2013 году на поддержку ремесленнического сектора бизнеса планировалось направить 22,5 миллиона рублей, 4,5 миллиона — из краевого бюджета, остальные — из федерального. Было принято 15 заявлений на оказание поддержки, 14 удовлетворено, в итоге было освоено лишь 3,7 миллиона рублей. Слабая активность ремесленников стала поводом не включать данное направление господдержки в подпрограмму «Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2014 — 2018 годы».

По сути в крае случился провал по выполнению поручения президента Владимира Путина, который сказал:

— Без поддержки государства народные промыслы просто прекратят свое существование в современном мире. Это составная часть нашего культурного кода.

Что обещает власть кубанским мастерам и ремесленникам

Закон обещает народным мастерам всестороннюю поддержку — пиарить ремесленничество, создавать условия для развития, консультировать, помогать в обучении, предоставлять помещения для производства, выделять субсидии. 

От ремесленников требуется зарегистрировать предприятие или стать индивидуальными предпринимателями. Тут можно рассчитывать и на якобы выгодные кредиты от краевого фонда микрофинансирования. Приоритет отдается умельцам, которые получили звания «Мастер народного художественного промысла» или«Мастер-ремесленник». Эти звания присуждает художественно-экспертный совет по народным художественным промыслам и ремеслам при администрации края.

Михаил Смаглюк: суррогатное искусство — дело вкуса

Кубанский художник Михаил Смаглюк входит в художественно-экспертный совет по народным художественным промыслам и ремеслам. Он обладает отменным творческим вкусом, пишет картины, создает ювелирные украшения, арт-объектыи световые инсталляции, мастерит музыкальные инструменты. Он автор одного из символов губернаторской власти — реликвария.

Михаил Смаглюк. Фото: личная страница Михаила Смаглюка. 
Михаил Смаглюк. Фото: личная страница Михаила Смаглюка. 

— Особенных льгот, можно сказать, наши мастера не получают,- говорит Михаил Смаглюк. — Разве что человек придет к главе поселения, руководителю хозяйства и попросит помещение. Но все зависит от того, к кому мастер обратится. Могут и помочь в чем-то. Что касается ремесел, то у нас развиты керамика, работа с деревом, ткачество, то есть исконно казачьи, традиционные промыслы. Но мне и членам совета хотелось бы увидеть развитие — чтобы мастера, отталкиваясь от основ, были в поиске, экспериментировали, потому что искусство должно развиваться…

Художник высказал свое мнение о технологиях, которые позволяют быстро и дешево сымитировать произведения искусства и потеснить изделия художественного промысла на кубанских прилавках. Он называет такие изделия суррогатом, который портит и без того невзыскательный вкус современного человека.

Куда пропал краснодеревщик Виталий Ирбеткин из Горячего Ключа?

Что касается реализации закона — в памяти всплывает яркий пример краснодеревщика Виталия Ирбеткина из Горячего Ключа, который в ответственный момент искал помощи у государства. После выступления президента Владимира Путина он собирался запустить в хуторе Широкая Балка производство мебели из красного дерева и создать на его базе бесплатную ремесленную школу. 

В 2015 году мастер пришел на прием к возглавившему регион Вениамину Кондратьеву и рассказал о своих проблемах. Губернатор распорядился сию же минуту помочь кубанскому ремесленнику.

Непонятно, правда, насколько ретиво пытались помочь мастеру подчиненные губернатора, потому что процесс подставления государственного плеча затянулся и оброс разнообразными проволочками и загвоздками, из-за которых над инициативным человеком нависла угроза банкротства.

В итоге — никаких упоминаний о Виталии Ирбеткине и его школе краснодеревщиков мы не находим ни в краевых, ни в муниципальных источниках информации.

Ремесленная экономика: взгляд со стороны

Исследователи современного ремесленничества рассматривают его как вид малого предпринимательства. В пример ставят многолетний европейский опыт. Особенно богаты на мастеров Франция и Германия. В ремесленном секторе работают около 10 процентов населения. Оборот в сфере ремесел достигает 8 — 10 процентов валового внутреннего продукта. Помимо экономического эффекта ремесленные предприятия дают подготовленных специалистов, которые трудоустраиваются в других сегментах экономики.

По мнению исследователей, в современных условиях ремесло обогащается новыми знаниями, материалами и технологиями, а также новыми возможностями коммуникации, кооперации и специализации. Все эти качества позволяют вписать ремесленничество в систему инновационной экономики России.

Гончар Сергей Дудин: чтобы купить станок, пришлось просто занять денег

Семейная гончарная мастерская Сергея и Веры Дудиных создана около 20 лет назад. Ремесленник живет в хуторе Джанхот города Геленджика. За плечами Сергея Дудина — огромный опыт работы, он создает уникальную авторскую посуду, украшения, предметы интерьера, изразцы и многое другое. В социальных сетях множество восхищенных отзывов со всей России от благодарных покупателей и учеников.

Мастер за работой.Фото: личная страница Сергея Дудина. 
Мастер за работой.Фото: личная страница Сергея Дудина. 

— Не знаю, как вы истолкуете мои слова, но я не понимаю, что такое поддержка, потому что это невозможно, — говорит Сергей Дудин. — Мы однажды поверили, нас собрало краевое министерство культуры, разъяснило, как ремесленникам получить государственную поддержку. Но это ерунда все — из кабинета в кабинетпосылали-посылали, пока нам не надоело бегать.

Когда из-за болезни рук мастеру потребовалось срочно приобрести вакуумный экструдер — станок, который избавляет от необходимости ручного замеса глины, никакого содействия со стороны власти добиться не удалось. Только время и силы зря потратили. В итоге пришлось занять сумму у знакомого и выплачивать ему доступные проценты.

Пытались супруги и обещанную субсидию получить: собирали бумаги, бегали по кабинетам, а когда дошли до заветной двери — извините, данная статья закрыта, потому что за субсидией никто не обращался. С тех пор мастер на государство не надеется.

Подготовка к выставке в Краснодаре. Фото: личная страница Сергея Дудина. 
Подготовка к выставке в Краснодаре. Фото: личная страница Сергея Дудина. 

С организацией ремесленных ярмарок на Кубани дело тоже хромает. В Краснодаре, увы, случаи единичные, но в Новороссийске и Геленджике власти выделили специальные места, где можно выставлять ремесленную продукцию. По мнению мастера, такие места должны быть в каждом городе. В пример Дудин приводит Калужскую область, где ремесленные ярмарки проводятся регулярно. Есть друг из Белоруссии, который рассказывает о реальных преференциях для народных художников.

— В 90-е годы в Краснодаре на улице Чапаева был Арбат. Сколько ремесленников кормилось этим Арбатом! А потом все раскидали, поставили в местах, где невозможно работать. Я сам в 90-е годы стоял на Арбате со свистульками, скульптурками, это меня выручало, можно было как-то жить.

Почему художников считают придворными шутами?

Подход к творческой интеллигенции на Кубани гончар считает советским: художник — это маленький человек, который сидит на табуретке и что-то рисует карандашиком у себя на коленке. Это не тот труженик, с которым нужно считаться. Он только для работы с детьми сгодится. Землю ведь не пашет.

— Если бы у чиновников было понимание, то были бы и какие-то правильные шаги, — говорит Сергей Дудин.

Обучение ремеслу. Фото: личная страница Сергея Дудина. 
Обучение ремеслу. Фото: личная страница Сергея Дудина. 

По его мнению, ремесленников на Кубани благополучно похоронили. Остались какие-тосамородки и фанаты, но в основном на ярмарки съезжаются школьные преподаватели, которые называют себя гончарами. Чтобы быть ремесленником, нужно жить своим делом, считает Дудин.

Я приезжаю на выставки и вижу тряпичные куколки, которые выдают за ремесленные изделия. Это, конечно, тоже ремесло, но, извините, когда в каждую станицу приезжаешь и ничего, кроме этих тряпочек, не находишь, становится ясно: ремесло гибнет! Если гончарному делу нужно учиться лет десять, то на выработку навыка по изготовлению тряпичных кукол достаточно трех месяцев.

Говоря о художественном совете, который оценивает работы кубанских мастеров и присуждает им звания, Сергей Дудин подчеркивает:

— Они же понимают, где настоящее ремесло, а где нет! Они это видят. Они знают, что настоящих мастеров, живущих своим делом, в крае по пальцам можно пересчитать. Можно адресно им помогать? Это ведь несложно…

Заметим: один из учеников Сергея Дудина уехал в Норвегию, потому что на Кубани самореализоваться не смог.

Выпьем чаю. Фото: личная страница Сергея Дудина. 
Выпьем чаю. Фото: личная страница Сергея Дудина. 

На Кубани нет традиционной игрушки

Потомственный казак Игорь Васильченко с женой и детьми перебрался в Краснодар из станицы Новодмитриевской, снял с соратником помещение и обустраивает его под производство деревянной игрушки. С детства Игорь учился столярному ремеслу у отца, потом окончил художественно-промышленный колледж в Подмосковье, вернулся на Кубань, женился, родились наследники. Сделал пару игрушек для малышей, выставил в Интернет. Они приглянулись людям, посыпались заказы. Так стало развиваться дело молодого ремесленника.

Творческая чета Васильченко. Фото: личная страница Игоря Васильченко.
Творческая чета Васильченко. Фото: личная страница Игоря Васильченко.

— На Кубани практически нет традиционной игрушки, — рассказывает Игорь Васильченко. — Казаки не оставили нам каких-то артефактов. Есть простые глиняные игрушки, но ничего самобытного не осталось. Если вы поедете в среднюю полосу, там все музеи завалены городецкой, нижегородской игрушкой. На Кубани некогда было этим заниматься, потому что люди обустраивались на новой земле, в землянках ютились — выживали как могли. Мы-то как казаки стараемся сделать свою марку — кубанское, казачье. Что-то, конечно, есть, но оно сложно уловимое. Если брать ковку, то казаки всегда ценили ковку кавказскую. Высоко ценилась дагестанская, черкесская работа. Казаки не стремились что-то повторять, они покупали готовую работу.

Имея богатый опыт работы с деревом и профильное образование, молодой мастер создает свои маленькие шедевры, полагаясь только на собственные силы и интуицию. Благо есть напарник, есть супруга, которая занимается росписью игрушек, есть станки, есть спрос на товары.

Русские мужички.Фото: личная страница Игоря Васильченко. 
Русские мужички.Фото: личная страница Игоря Васильченко. 

— Потихонечку растем своими силами, без инвестиций. Что-то заработали — купили станок. Сейчас вот — новое помещение, тут можно будет отопление сделать, а то вообще в холодном работали, — говорит Игорь.

Предприниматели Кубани могут рассчитывать только на себя

Пару лет назад ремесленник через знакомого юриста интересовался возможностями государственной поддержки, но, как выяснилось, на словах звучит красиво, но на деле — всюду подводные камни. Если говорить о налоговых льготах, то если за одно дело ремесленник не платит, то за другое платит вдвойне. Если мастер оформил ИП и трудится при этом в домашних условиях, то вся квадратура дома считается производственным помещением, а за это надо платить.

То же самое помощь малому бизнесу. Ходил, узнавал, а там ситуация такая: деньги за станки по чекам возвращаются, если единица оборудования стоит не менее ста тысяч, а наши станки — около 30–40 тысяч. Девушка тоже одна приходила, собиралась открыть швейную мастерскую. У нее одна машинка тысяч в 14 обходится, поэтому на поддержку рассчитывать не может. Что же это за помощь такая? К тому же начинающий предприниматель редко нацеливается на дорогое оборудование. Получается, закон есть, но он не для людей, а для отчета. Хотя я логики вообще не понимаю. Бизнесмен — это ведь стабильный налогоплательщик. Ну возьми ты вырасти предпринимателей, они же будут стабильно платить налоги в казну. Может быть, государству мы не особенно нужны?

К слову, совокупность всех этих невозможностей лишает мастеров интереса к продвижению своих изделий на кубанском рынке. Игрушки прекрасно продаются в сети Интернет. Заказы поступают не только из Москвы и Санкт-Петербурга, но и из-заграницы. Товар на полках не залеживается.

Роспись игрушек. Фото: личная страница Игоря Васильченко. 
Роспись игрушек. Фото: личная страница Игоря Васильченко. 

— У нас пока нет ни желания, ни потребности завоевывать кубанский рынок. Хотя, возможно, к этому мы придем со временем, — итожит Игорь.

Не закон, а бумага для папье-маше

Семь лет кубанскому закону о поддержке ремесленников, и до сих пор непонятно, живет народное искусство или едва выживает. В то же время туристическая нива региона, судя по официальным цифрам, с каждым годом только крепчает. Крепчает и рынок контрафактной продукции. Краевые власти борются за усиление привлекательности Кубани среди российских и зарубежных туристов, при этом акцент делается на развитии самобытности и узнаваемости территорий края.

Именно сейчас важно решить, как бороться с иностранными штамповками и открыть возможности для способных и талантливых кубанских мастеров. Если традиционного казачьего искусства недостаточно, чтобы наводнить кубанские рынки, то почему бы туристической Кубани не стать рынком российской сувенирной продукции? Что мешает краю, наряду с Москвой и Санкт-Петербургом, торговать гжелью, хохломой и городецкой игрушкой?

И самый важный вопрос: почему кубанские мастера не обращаются за государственной поддержкой, если она есть? Скорее всего, дело не в самих мастерах, а в условиях поддержки, которая по сути невозможна. Если мастер выбирает обыкновенный соседский заем вместо обращения в фонд микрофинансирования, нужночто-то менять. Зачем нам бумажный закон, который не работает?

Мы продолжим наше общение с кубанскими ремесленниками и представителями власти. Выявление проблематики, надеемся, поможет выработать совместную стратегию по выходу из ремесленного кризиса.

Источник: «ВК Пресс».