Два фильма на выходные — и оба российские!

16.10.2017

Редко когда фраза «Пойдём в кино на что-нибудь российское» кажется осмысленным предложением. Но в эти выходные хочется смело рекомендовать сразу два отечественных фильма. На этой неделе в прокат вышли очень непохожие картины с параллельными траекториями, отмеченными призами на фестивалях «Кинотавр», «Окно в Европу» и в Карловых Варах. Первый — фильм с невероятно длинным названием «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов» — получил главный приз программы к «Востоку от Запада» Международного кинофестиваля в Карловых Варах. Название второго намного лаконичнее — «Аритмия», это победитель «Кинотавра», отмеченный также призом за лучшую мужскую роль в тех же Карловых Варах. Помимо фестивалей объединяет их одна тема — семья. И вот почему нужно обязательно посмотреть эти фильмы в кинотеатре.

Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов

Детдомовец Витька Чеснок внезапно узнаёт о том, что его родной отец Лёха Штырь, о котором он не знал ровным счётом ничего, жив, но едва ли здоров. Штыря выпустили из тюрьмы после очередного срока, и он вернулся в свою квартиру. Квартира никогда не бывает лишней — и Витька тут же кладёт на неё глаз. Тем более, что дома — жена, сын, тёща, тоска, а молодая любовница Лариска хочет съехать от родителей. Но затем всё идёт не по плану. Получается этакий русский «Человек дождя» — роуд-муви про то, как повёз герой свежеобретённого родственника куда-то с целью наживы, а потом случились чувства. И наш вариант гораздо более дикий, конечно, но симпатичный. С одной стороны, снятый уроженцем Ханты-Мансийска и выпускником ВГИКа Александром Хантом «Витька» играет на ностальгии по эпохе 90-х и криминальной тематике. С другой — на светлых чувствах. С одной стороны, на саундтреке «Грибы» и Хаски: «Еду по России, не доеду до конца». С другой — пронзительно милые песни группы «Не твоё дело». Плюс два важных момента: просторы родины в кои-то веки не превращаются в фон для кино про то, как всё плохо, а актёры Алексей Серебряков и Евгений Ткачук на экране и правда выглядят как родственники.

Аритмия

Муж — врач скорой помощи, жена — врач приёмного отделения. Он — вечно растерянный перед миром Александр Яценко, любимый актёр режиссёра Бориса Хлебникова. Она — открытие года, актриса Мастерской Петра Фоменко Ирина Горбачёва (ставшая народной задолго до «Аритмии» благодаря выдающемуся инстаграм-каналу с полутора миллионами подписчиков). «Любовная лодка разбилась о быт», в отношениях назревает кризис. Вернее, уже назрел. Катя открыто говорит о разводе, Олег выпивает лишнего после смены и верит, что всё ещё можно исправить. Сцена из семейной жизни, сцена на работе — ритм заведённый, но что-то сломалось: аритмия. Сцены из врачебных будней, кстати, выдающиеся и, как принято говорить, честные — режиссёр Борис Хлебников и его соавтор Наталья Мещанинова («Комбинат “Надежда”») внимательно изучили ярославскую медицину. Тут и срочная операция в полевых условиях, и конфликты с вышестоящим начальством из-за новых порядков. Но у авторов получилось что-то большее, чем кино с острой критикой в адрес недавней реформы «скорой помощи» (регламент против непредсказуемости жизни на грани смерти). Это история про щемящую безысходность, про маленького человека перед безразличной системой. Из пересказа может сложиться чувство, что «Аритмия» — это что-то очень мрачное, но на самом деле она оставляет тебя после просмотра с надеждой на лучшее. Если пытаться определить её жанр, то фильм окажется ближе к комедии, чем к драме, что свойственно режиссёрской манере Хлебникова. И, судя по рецензиям, критики и зрители льют слёзы на одних и тех же моментах — и долго ещё повторяют про себя, как заклинание: «Яхта, парус, в этом мире только мы одни». Это строчки из песни «Наше лето» группы «Валентин Стрыкало», которая стала главной ударной силой саундтрека.

Кадр: «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов» / ВГИК-Дебют, 2017

Не будем обсуждать, хорошее ли кино «Бегущий по лезвию 2049». Лучше вспомним, как в кино репликанты, андроиды и прочие человекоподобные роботы пытались разобраться в себе и не раз оказывались человечнее людей. Ниже — тринадцать лучших персонажей, чьи проблемы тронули сердца зрителей. И странно в таком материале предупреждать, но дальше будут спойлеры, много спойлеров.

1. Рой Батти в фильме «Бегущий по лезвию»

Blade Runner (1982) by Ridley Scott / Ladd Company

Банально, но открывает список Рой Батти — репликант, убийца, поэт, подлинный герой фильма Ридли Скотта. Рутгер Хауэр сыграл не антагониста, но существо, которое манифестирует волю к жизни в безумном взгляде, в повадках хищника, а его финальный монолог про вещи, которые не дано увидеть человеческому глазу, и воспоминания, которые растворятся, как слёзы в дожде, — это одна из самых невероятных сцен в истории прощальных речей.

2. Бишоп в фильме «Чужие»

Aliens (1986) by James Cameron / 20th Century Fox

Этот пункт можно было бы отдать Эшу в исполнении великого Иэна Холма из первого «Чужого» Ридли Скотта — члену экипажа, который шаг за шагом вёл команду к погибели, а затем оказался андроидом с секретным заданием корпорации. Но место отдано его преемнику — Бишопу, про которого, наоборот, сразу известно, что он андроид. Сыгранный Лансом Хенриксоном в фильме Джеймса Кэмерона герой вызывает разом и симпатию, и тревогу, и уж точно не внушает доверия — тем ярче его финальная жертва. Не забудем и про Майкла Бишопа, он же Бишоп II, который появляется в «Чужом 3» Дэвида Финчера — про него до сих пор спорят, был ли он человеком или очередной репликой одноимённого инженера.

3. Дэвид и Уолтер в фильме «Чужой: Завет»

Alien: Covenant (2017) by Ridley Scott / 20th Century Fox

Дэвид в исполнении Майкла Фассбендера и Уолтер в исполнении Майкла Фассбендера образовали в мае этого года такую комбинацию героев с искусственным интеллектом, что любые страдания героя Райана Гослинга в «Бегущем по лезвию 2049» выглядят надуманными. Бунтующий Дэвид с комплексом Бога, покорный Уолтер, обвинённый во влюблённости в несовершенное человеческое существо, ну и, конечно, сцена с флейтой — если уж и браться за библейские аллюзии и шекспировские страсти (и наоборот), то только так.

4. Бернард Лоу в сериале «Мир Дикого Запада»

Westworld (2016) by Jonathan Nolan and Lisa Joy / Bad Robot

Вдумчивый Бернард (Джеффри Райт) возглавляет программный отдел Мира Дикого Запада, скучает по покойным жене и дочери и ведёт душеспасительные беседы с андроидами, которых должен делать «человечными» — за счёт экспериментов с воспоминаниями и нюансами эмоций. Одним из лучших в сериале стал момент, когда в седьмой серии Бернард спрашивает: «Какая дверь?» Хотя, справедливости ради, хардкорные фанаты к этому времени обосновали в теориях и это, и то, что Уильям и Чёрный Человек являются одним лицом в разные периоды времени.

5. Майор в аниме «Призрак в Доспехах»

Ghost in the Shell (1995) by Mamoru Oshii / Manga Entertainment

Майор полиции будущего Мотоко Кусанаги — героиня манги и аниме-сериала Масамунэ Сиро, двух полнометражных аниме Мамору Осии, и вышедшей в этом году киноверсии со Скарлетт Йоханссон в главной роли. Она — дух, призрак, ghost, заключённый в оболочку роботизированного тела, способного на многое. В фильме, правда, персонаж получился довольно обычный для кино про страдания в жанре «человек ли я или жестянка бездушная?» В аниме-вселенной этот персонаж был намного сложнее и дальше от жанровых клише.

6. Алекс Мёрфи в фильме «Робокоп»

Robocop (1987) by Paul Verhoeven / Orion Pictures

Ещё один человек, заключённый в тело из металла, начинённое микросхемами. И тоже на службе у закона и порядка. Соавтор сценария Эдвард Ноймайер работал на площадке «Бегущего по лезвию». Фильм Ридли Скотта настолько впечатлил его, что он захотел написать свою историю про андроида, созданного зловещей корпорацией. В итоге в фильме Паула Верхувена актёр Питер Уэллер играет не искусственный интеллект, но сознание человека, которое пересадили в машину, стерев память. Однако человеческое, конечно же, пробуждается.

7. Ава в «Из машины»

Ex Machina (2015) by Alex Garland / Universal Pictures International

Большинство героев и героинь этого списка доказывают свою человечность самопожертвованием и прочими проявлениями благородства и добрых чувств. Ава (Алисия Викандер) — другой случай. Её создатель (Оскар Айзек) придумывает интересный вариант теста Тьюринга, по условиям которого машина должна заставить человека поверить в то, что он имеет дело с другим человеком. Здесь программист Калеб (Донал Глисон) заранее знает, что Ава — робот, но она должна заставить его поверить в то, что она робот с самосознанием и чувствами. Ничем хорошим для Калеба это не кончится.

8. Саманта в фильме «Она»

Her (2013) by Spike Jonze / Annapurna Pictures

И об этом персонаже можно вспомнить во время просмотра «Бегущего по лезвию 2049». Но если герой Райана Гослинга, сам репликант, состоит в романтических отношениях с одарённой искусственным интеллектом голографической формой, то в фильме Спайка Джонза герой Хоакина Феникса влюбляется в новую операционную систему с голосом Скарлетт Йоханссон. Джонз доводит до логического предела идею о самообучающемся компьютере: искусственный интеллект быстро теряет интерес к отдельно взятому человеку — ведь перед Самантой (такое имя выбирает себе невидимая героиня) открывается виртуальный мир, населённый равными ей интеллектуально ОС.

9. Доктор Дэниел в фильме «Андроид»

Android (1982) by Aaron Lipstadt / SHO Films

Странный, на грани между категорией «Б» и философской фантастикой, фильм вышел в том же году, что и «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта. И некоторые детали сюжета занятно перекликаются: после «мюнхенского бунта» андроиды на Земле запрещены. На космической станции доктор Дэниел незаконно экспериментирует с андроидом Максом 404, на смену которому он готовит Кассандру Один — женщину-сверхмашину. Все сюжетные коллизии крутятся вокруг секса, который становится центром человечности: андроиды стремятся к сексуальному опыту, но есть проблемы. В финале Макс 404 и Кассандра Один отрывают герою Клауса Кински голову — сюрприз, он тоже был андроидом.

10. Сэм Белл в фильме «Луна 2112»

Moon (2009) by Duncan Jones / Liberty Films UK

В малобюджетном сай-фае, который снял сын Дэвида Боуи, Сэм Рокуэлл играет астронавта — одинокого работника лунной станции, который ближе к финалу своего трёхлетнего контракта обнаруживает, что является не человеком, но одной из множества копий, сменяющих на станции друг друга. В результате заведённый порядок ломается и мы наблюдаем знакомство двух копий — с вытекающими отсюда конфликтами и финальным самопожертвованием. Через четыре года после «Луны» режиссёр фильма «Трон: Наследие» и специалист по компьютерной графике Джозеф Косински использует похожую сценарную конструкцию в «Обливионе», где работающие на околоземной станции герои Тома Круза и Андреа Райсборо также оказываются клонами с имплантированной памятью.

11. Жиголо Джо в фильме «Искусственный интеллект»

A.I. (2001) by Steven Spielberg / Warner Bros.

Главный герой этого фильма — робот-ребёнок, отвергнутый приёмными родителями и ищущий фею, которая превратила бы его в настоящего мальчика. Казалось бы, именно он должен быть в списке, но хочется обратить внимание на одного из его компаньонов — робота-жиголо в исполнении Джуда Лоу. Его несправедливо преследуемый Джо — один из самых человечных роботов в истории кино: нелепый, трогательный, гонимый миром и способный на самопожертвование.

12. T-800 в фильме «Терминатор 2: Судный день»

Terminator 2: Judgement Day (1991) by James Cameron / Carolco Pictures

Про Терминатора, он же Т-800, он же Т-850, он же… дальше можно запутаться, но, в общем, что про него сказать, что не было бы очевидным? В первом фильме он появляется, чтобы убить Сару Коннор, во втором — спасает её сына, доказывает, что ему можно доверять, и учится улыбаться и шутить. Кто не улыбался на «аста ла виста» и не плакал на «I’ll be back», у того нет сердца.

13. Вертер в фильме «Гостья из будущего»

Внимательный читатель и замечательный кинокритик Дмитрий Карпюк обратил внимание на то, что в этом списке преступно забыт выдающийся друг человека — биоробот Вертер. Защищая Колю Герасимова, сотрудник Института времени с незабываемым смехом трагически погибает от руки космического пирата Весельчака У. Исправляем свою оплошность.

Источник: https://storia.me/ru/@narushevich/kinoplenka-3soxhh/dva-filma-na-vykhodnye-enlsd