Фальшивые дневники Гитлера и политика постправды

Термин «постправда» появился недавно, но быстро стал популярным. Редакция Оксфордского словаря объявила английское post-truth словом года в 2016-м — то есть в год избрания Дональда Трампа президентом США. Постправда — это состояние мира, в котором реальные факты не имеют значения, а важны лишь эмоции: именно с их помощью можно формировать мнение людей. По этому пути идут многие политики. И пусть ещё не названное, но явление это существует в различных формах уже давно. Наглядный пример — поддельные дневники знаменитых людей.

Дневники Гитлера

Самая, пожалуй, известная фальшивка — это дневники Адольфа Гитлера. В начале 1980-х годов их начал публиковать немецкий журнал Stern — не какая-нибудь жёлтая газета, а вполне респектабельное издание. В редакцию находку принёс репортёр Герд Хайдеман, который имел не очень хорошую репутацию среди коллег, а также увлекался коллекционированием предметов, имеющих отношение к Третьему рейху.

Тетради, якобы исписанные фюрером, Хайдеман купил у некоего Фишера, который рассказал журналисту, что получил их контрабандой из ГДР: они, мол, уцелели в сбитом самолёте — чуть ли не единственные из личного архива Гитлера. Забавно, что Хайдеман также купил у афериста другие «вещи фюрера», в том числе лифчик Евы Браун (чей он был на самом деле, история умалчивает).

Позже выяснилось, что под маской «Фишера» скрывался талантливый фальсификатор по имени Конрад Куяу — неплохой рисовальщик и профессиональный поддельщик автографов. Ему на руку сыграла вечная погоня журналистов за сенсацией: в Stern подлинность дневников проверили только по почерку, который для Куяу не составило труда подделать, а затем сразу же опубликовали, заплатив махинатору 9,3 млн немецких марок (это примерно 5 млн евро без учёта инфляции).

Сенсация свершилась: номера еженедельника разлетались как горячие пирожки, Stern даже продавал права на публикацию другим изданиям. Но триумф длился всего неделю — затем экспертиза чернил и бумаги, а также указание историков на многочисленные фактические и исторические погрешности разоблачили подделку.

Эта история получила интересное продолжение: в 2013 году Федеральный архив Германии включил поддельные мемуары Гитлера в свою коллекцию. По словам сотрудников, этот документ обладает ценностью с точки зрения истории СМИ. Любопытно, что в подделке находили как фактические ляпы (Куяу, скажем, путал, кто кому отправлял телеграммы — Гитлер своему генералу или наоборот), так и поводы для более сложных рассуждений: например, специалисты считают, что эти рукописи преуменьшают роль фюрера в преследовании и уничтожении евреев. Подобные фейковые документы не уникальны — подделывали умельцы и дневники Муссолини.

Дневники Джека Потрошителя

В 1993 году произошла не менее интересная история. Крупное британское издательство Smith Gryphon Publishers под предводительством Роберта Смита опубликовало дневник, якобы написанный знаменитым маньяком Джеком Потрошителем. А точнее — неким Джеймсом Мейбриком, который, судя по тексту, и был таинственным убийцей.

Исследователи, в том числе патентованный скептик и борец с фальсификациями Джо Никелл довольно быстро опровергли подлинность документа. Подделка, кстати, была так себе: по словам Никелла, его сходу смутило обилие клише и «псевдоманьячный» тон повествования от первого лица с репликами в духе: «О, как я люблю убивать людей!» Сам стиль письма исследователи нашли не соответствующим викторианской эпохе и свойственным скорее второй половине XX века.

Вопрос закрылся? Отнюдь. Американское издательство Hyperion не побрезговало этим сомнительным материалом и всё-таки опубликовало «дневники» под предлогом того, что публике в любом случае будет интересна книга подобного рода. Причём тут снова был замешан Роберт Смит, который продолжал неистово опровергать доводы экспертов.

В ситуации, когда сложно окончательно доказать факт фальсификации, многие обыватели и нерадивые журналисты предпочитают считать изданные рукописи подлинными. Так что это фальшивое дерево разрасталось и цвело пышным цветом ещё много лет. Проводились новые исследования, экспертизы, люди дискутировали и писали статьи на эту тему; попутно родилось множество ложных теорий, что, по словам Никелла, напрямую угрожает историческому знанию.

К примеру, британский режиссёр и писатель Брюс Робинсон прочитал эти дневники, увлёкся ими и со временем пришёл к мысли, что написал их — и, соответственно, был Потрошителем — брат Джеймса Мейбрика Майкл. В начале XX века он был хорошо известен как композитор и певец. Робинсон, конечно, режиссёр великого фильма про алкоголизм «Уитнейл и я», но не является ни профессиональным историком, ни филологом, ни графологом. Однако этим летом статья по следам «расследования» Робинсона была опубликована в газете The Telegraph, которую все мы привыкли считать образцом серьёзного издания. Статья озаглавлена «Раскрыта ли подлинная личность Джека Потрошителя? Викторианский дневник, чья подлинность доказана, содержит серьёзные улики».

Более того, уже известный нам Роберт Смит выпустил книгу под названием «25 лет дневнику Джека Потрошителя: правдивые факты», в которой утверждает, что рукописи были найдены в доме Джеймса Мейбрика — мол, Робинсону удалось проследить их происхождение (хотя сам Смит изначально держался версии, что не знает доподлинно, где их откопали его источники). Об этом СМИ также не преминули сообщить.

И хотя, конечно, Джек Потрошитель — это не Гитлер или любая другая важная политическая фигура в смысле влияния на умы и историю, но на его примере хорошо видно, как сенсационность может перевешивать научность в публичном пространстве.

Постправда

Какое отношение всё это имеет к постправде? Дело в том, что дневники заметных людей — это не просто машина времени, связь с прошлым, не просто беллетризованное чтение для развлечения. Это серьёзная сила, которая может подтолкнуть людей к действиям, причём сделать это именно при помощи эмоций, а не фактов. Вспомним хотя бы дневники Мэрилин Монро: специалисты до сих пор спорят, подлинник это или нет, однако они стали одной из причин, по которой полиция возобновила расследование обстоятельств ее смерти.

При этом сомнения могут работать в обе стороны: в зависимости от эмоционального выбора можно верить в подделку или, напротив, отказываться верить в подлинность документа. С одной стороны, всегда найдутся те, кто захочет усомниться в подлинности таких — уже, казалось бы, исторических, оставивших след в сердцах многих — мемуаров, как дневники Анны Франк. С другой — вызывает вопросы публикация записей первого председателя КГБ Ивана Серова, инициированная депутатом Госдумы Александром Хинштейном: доступа к оригиналам у историков нет. Предпринимались и в ближайшее время будут предприниматься попытки дискредитировать как источник дневники Матильды Кшесинской, предполагаемой любовницы царя Николая II, подлинность которых удостоверяет Государственный центральный театральный музей имени Бахрушина.

Сама эта ситуация неудивительна, ведь влияние на восприятие реальности посредством вымышленных документов — это старый трюк, достаточно вспомнить «План Даллеса». Поклонники теории заговора, согласно которой американцы планировали пошатнуть нравственные и моральные ценности граждан СССР во время холодной войны, продолжают ссылаться на документ, оригинал которого никогда не был представлен. В таком контексте талантливо подделанные дневники — отличный инструмент для манипулирования мнениями масс и искажения исторической правды, не считаете?

Фотография: журнал Stern, 22 апреля 1983 г.

Представьте, что вы лежите в небольшом замкнутом контейнере. Ваше тело погружено в солёную воду, температура которой совпадает с температурой вашего тела. Ни свет, ни звуки не проникают в эту камеру. Вы словно находитесь в невесомости, не испытывая никаких внешних воздействий. Можете представить свои ощущения? Это и есть сенсорная депривация — вернее, один из её видов.

История вопроса

Метод сенсорной депривации — то есть лишения органов чувств любой, даже малейшей, стимуляции — медики использовали в 50-х годах XX века. Первым, кто до такого додумался, был, кажется, Джон Лилли — нейробиолог и адепт ЛСД. Этот человек, интересовавшийся изменёнными состояниями сознания, тестировал изобретение на себе и с восторгом описывал посещавшие его в камере галлюцинации. Утверждал, например, что воочию видел альтернативную реальность и контактировал с высшими сущностями. Пережитый опыт Лилли прикладывал к собственной теории психоанализа.

Его энтузиазм разделяли далеко не все. В тех же 1950-х эксперименты по воздействию сенсорной депривации на людей проводились в различных американских университетах. Испытуемые описывали не слишком приятные состояния: от тревоги и снижения концентрации внимания до пугающих и очень реальных галлюцинаций. Немногие выдерживали такой опыт более семидесяти часов.

Почему так происходит? Дело в том, что наше сознание не терпит пустоты. Если лишить его поступающих извне стимулов, оно начинает развлекать себя самостоятельно: перерабатывает предыдущий опыт и погружает человека в глубокие, порой тёмные дебри психики. И это свойство можно обернуть как во благо, так и во зло.

Расслабляемся

Сегодня последователи Лилли используют так называемую флоат-терапию (от английского to float — держаться на плаву) в терапевтических целях — и берут за это немалые деньги. Час в камере сенсорной депривации стоит около 4000 рублей. Причём специалисты флоат-центров советуют брать абонемент минимум на пять процедур, чтобы добиться полноценного эффекта. По словам сотрудников таких контор, это отличный метод для релаксации и избавления от стресса. Что также должно положительно влиять не только на психическое, но и на физическое состояние клиента, в том числе на его внешность: этакие детокс и омоложение в одном флаконе.

Но главное, для чего используют флоатинг, это всё-таки «достижение внутренней гармонии». Проведённый наедине с собой час якобы позволяет хорошенько разобраться в себе и прийти к нестандартным, но действенным методам решения накопившихся проблем.

Нужно учитывать, что такая терапия подходит далеко не всем: например, если вы страдаете клаустрофобией, подобный опыт вряд ли покажется вам приятным. Не рекомендуется флоатинг и тем, кто подвержен неврозам и психозам. Отзывы прошедших через такую процедуру людей довольно неоднозначные: кто-то рассказывает, что вылечил таким образом застарелые болячки, кто-то испытывал чувство паники и растерянности, а некоторые просто скучали — сильно скучали. В любом случае, главный совет банален: расслабьтесь и получайте удовольствие.

И, как у всякого инструмента нетрадиционной медицины, у флоатинга есть звёздные пропагандисты. Например, американский баскетболист Стивен Карри утверждает, что флоатинг позволяет ему восстановиться после игровых нагрузок. Плюс многих людей воодушевило исследование, доказавшее, что сенсорная депривация способствует отказу от курения.

Творим

А ещё говорят, что сенсорная депривация способствует всплеску творческих способностей. Тридцатидвухлетняя Дженнифер Барнасон, жительница канадского города Линкольн, проходила курс флоатинга, после сеансов которого, к своему удивлению, дома начала рисовать. Однажды она решила принести краски с собой, чтобы попробовать изобразить что-то сразу после сеанса.

Владелец флоатинг-центра Леви Вертц был настолько впечатлён её рисунками, что стал предлагать всем клиентам попробовать творить сразу после окончания пребывания в камере сенсорной депривации. Затем Вертц попросил всех желающих художников присылать ему свои портфолио. Он отобрал лучших и предложил им три бесплатных сеанса флоат-терапии с условием, что после они напишут для центра по картине. Похожим путём пошёл флоат-центр в Портленде: его владельцы издали книгу под названием «Искусство из пустоты: 150 произведений, вдохновлённых сенсорной депривацией».

Не всё так радужно

Впрочем, как это часто бывает, душеспасительное изобретение используют и в довольно кровожадных целях. Обратившийся в ислам гражданин США Хосе Падилья был арестован в США в 2002 году по подозрению в подготовке взрыва грязной бомбы, признан террористом и помещён в необычное заточение без приговора суда. С целью выведать имена его пособников Падилью держали в условиях сенсорной депривации. Не во флоат-камере, правда, но без света, радио, телевидения, любого общения и так далее — в общем, в полной изоляции от мира. В таком состоянии он провёл более трёх лет. Однажды его вывели из камеры для визита к стоматологу — и тут же надели на него звуконепроницаемые наушники и маску на глаза. Некоторые психологи предполагают, что само посещение зубного врача было одобрено с целью устранить источник боли, который тоже в каком-то смысле является внешним раздражителем для сознания.

Защита Падильи утверждает, что за время пребывания в заключении его психика необратимо разрушилась: психиатры заключили, что прежней личности этого человека больше не существует. Когда всё это стало известно широкой общественности, разразился скандал, ведь дело происходило не где-нибудь в заливе Гуантанамо, а в солнечной Южной Калифорнии. И да, насчёт Гуантанамо: согласно обнародованным документам ЦРУ, там также есть специальные камеры для пыток сенсорной депривацией, так что Падилья — это лишь верхушка айсберга.

И кое-что пикантное

Элементами сенсорной депривации пользуются любители БДСМ-практик. Суть в том, чтобы ограничить восприятие в одной части чувственного спектра, сосредоточиваясь на другой. Это должно привносить в сексуальные игры новизну ощущений и элемент неожиданности. Самые распространённые приёмы — маски на глаза и латексные капюшоны, которые также сочетают с зажимами для носа и/или затычками для ушей. Латексная одежда подойдёт и тем, кто хочет сделать кожу своего любовника не чувствительной к прикосновениям.

Пользователи Reddit охотно делятся советами: например, предлагают использовать наушники со звукоизоляцией и белым шумом. Судя по отзывам, даже частичная сенсорная депривация заставляет человека думать, что он провёл в таком состоянии долгие часы, хотя на самом деле времени проходит не так много.

Фото: Jon Roig / Flickr / CC BY 2.0

Источник: https://storia.me/ru/@anastasia.moth/lyubopytnosti-4iydxj/falshivye-dnevniki-gitlera-i-3mbtl9