Купите сюрприз вместо сока

Продать человеку бесполезную вещь — мастерство. Заставить его между плохим и хорошим выбрать плохое — это уже высокое маркетинговое искусство.

Недавно магазинах появилось мороженое с увлекательной надписью: «Теперь и с растительными жирами!» Можно подумать, мы долго ждали этого мороженого. Когда же, когда же выпустят с жиром?

На заре появления в России косметические бренды масс-маркета рекламировали помады с «ухаживающими минеральными маслами». Уже тогда было понятно, что нас крепко дурят.

Сегодня размах маркетингового обмана впечатляет. Врать стали хитро и тонко.

Велело правительство указывать на упаковке содержание растительных масел — указали. Но никто же не просил сообщать, что растительные масла вместо молока — это плохо. Вот и получаем красочную упаковку и задорную надпись «Теперь и с...»

Одно дело — продать людям ненужное. Совсем другое — заставить между плохим и хорошим выбрать плохое.

Почему на диете толстеют

Возьмём, к примеру, молочные продукты. Цельное молоко, жирная сметана или кефир при производстве стоят дороже. Обезжиренные продукты дёшевы, так как с них сняли дорогой молочный жир. Как заставить человека купить дешёвый кефир по цене обычного? Объявить его полезным, а извлечённый из него дорогой молочный жир — вредным.

Много лет в России ели обезжиренный творог, не догадываясь, что из-за добавленного в него для консистенции крахмала похудеть сложно. Молочный жир, как и прочие животные жиры, наконец реабилитированы наукой. Но пройдут годы, прежде чем у нас поймут обман.

А как продать сахар худеющим? Думаете, нет ничего более невозможного? Ха! Достаточно написать на леденцах «0% жира». Много лет назад видела в отделах для худеющих даже чупа-чупсы. Думала, неужели они такие тупые? Оказалось, это просто наши маркетологи отстающие! Но сегодня и они научились рекламировать мёд многообещающим утверждением «Не содержит жира». А в соседнем отделе — растительное масло с припиской крупными буквами: «Не содержит сахара». Оно же — «без холестерина». Но это уже не преступление, а форма злорадства над неучами. В масле не бывает холестерина — холестерин в крови. И сейчас, вроде бы, пришли к выводу, что именно популярные у нас подсолнечное и кукурузное масла образованию холестерина способствуют.

Игра со вкусами не в вашу пользу

Для многих продуктов самым простым наполнителем является сахар. Сладко, слаще, в три раза, в пять, в десять раз слаще! Чем больше в шоколаде, твороге, йогурте или пирожных сахара, тем меньше в них дорогих ингредиентов. Совсем сладкими стали в наше время мороженое и газировка. Одно время считалось, что сладко для всех значит вкусно. Крупные производители уже поняли, что это не так: было время, когда Pepsi и Coca-Cola, перестаравшись с сахаром, резко сокращали его содержание в напитках. Ну а мелкие компании, вроде локального производителя мороженого или кваса, ещё грешат верой в чудодейственный сахар.

Не хуже сахара помогает продать плохую продукцию соль. Замечали, что покупная еда или шаверма из ларька — очень солёные? Соль позволяет притупить неприятные ощущения от продуктов, например, запах тухлятины или плесени.

Другой пример — шоколад. Вы знаете, почему какао-бобы из года в год дорожают, а шоколад — нет? Всё потому, что значительную долю рынка занимает шоколад с наполнителями, и ассортимент этих наполнителей, как фантазия врунишки, неиссякаем. Раньше в шоколад клали фундук, потом пошёл изюм, за ним — арахис. После арахиса придумали добавлять воздушный рис. А теперь с чем только нет шоколада: с печеньем, карамелью, овсяными хлопьями, и даже с морской солью. Нам говорят, что лучшие кондитеры мира в погоне за рецептурой глаз не смыкают, лишь бы нас порадовать. На самом деле они ищут рецепт удешевления шоколадной плитки, потому что трюк с воздушными пузырьками уже не работает: люди научились выбирать шоколад не по объёму, а по массе.

Та же беда происходит с чаем. Любой наполнитель, если только это не райская роза, дешевле хорошего чая. Чай с лепестками чего бы то ни было, по идее, должен стоить меньше чая без примесей. А стоит больше!

А куриные яйца? Ведь это же возмутительно! Все люди, безусловно, любят большие яйца. Для них, для больших яиц, даже придумали слово «отборные». Знайте же: чем моложе курица, тем мельче у неё яйца. И питательней. У старой курицы яйца большие и не совсем полноценные. Если поспрашивать инженеров птицефабрик, все они будут советовать покупать маленькие яйца. Потому что, во-первых, в пересчёте на 100 гр. чистого продукта крупные яйца менее выгодны, во-вторых, в них меньше пользы.

Коварный дизайн

Ум маркетологов тонок и упорен. Сколько сил потратили они на то, чтобы у большой бутылки был маленький объём! Зайдите как-нибудь в отдел с газировками и соками для детей. Помню, как мне понадобилось срочно купить бутылку с поильником, чтобы перелить в неё для ребёнка кефир. Оказалось, почти каждый напиток разливался в бутылку с секретом: один производитель делал в дне бутылки углубление — якобы для того, чтобы её удобнее было ставить, другой зауживал у бутылки «талию» для более крепкого захвата детской ручкой, третий вмонтировал в бутылку контейнер с игрушкой — это выгоднее, ведь пластик дешевле сока.

На рынке промышленных товаров тоже есть свои уловки. Очень любят дурить покупателей производители зубных щёток. Все эти силиконовые ворсинки и резиновые вставки для чистки языка придумали для удешевления производства щётки, в которой самое дорогое — щетина.

Также стоит отметить производителей женских бритвенных станков. Знаете, они всегда тупее мужских, а стоят дороже. Почему? Потому, что лезвия для лица обязаны быть острее станков для ног. Покупая женские станки вместо мужских, женщина переплачивает за красивую упаковку и низкое качество. Но отказаться не в силах!

А чего стоит относительно новая выдумка с бамбуком? Бельё и детские подгузники из его волокон стали вдруг очень популярны. А ведь бамбуковая ткань — это вискоза, которая есть не что иное, как переработанная целлюлоза. Не припомню, чтобы раньше гонялись за вискозными трусами. Велика же сила маркетинга!

Фотография: Dr Pepper, 1982

Современный городской человек — это ходячая бомба из запахов парфюма, косметики и бытовой химии. Именно бомба, потому что стерпеть те десятки ароматов, что носят на себе некоторые люди, невозможно.

Допустим, идёт по проспекту девушка. Молодая, красивая. У неё шерстяное пальто в стиле поздней Йоко Оно и кроссовки New Balance. Хороший образ. Но он мгновенно разрушается, как только девушка подходит ближе. Потому что из молодой, красивой и стильной особы она превращается в парфюмированного монстра. Девушка пахнет всем сразу.

Лично я, имея чуткий нос и хорошую память, каждого встреченного в городе человека воспринимаю как слоёный пирог из запахов. Особенно девушек, потому что те несут на себе килотонны тяжёлых ароматов. Если честно, я порой удивляюсь, как под этим гнётом у них не подкашиваются ноги.

Возьмите обычную молодую женщину в центре города и, прошу прощения, принюхайтесь. Ведь это возмутительно! Гель для душа оставил на ней запах манго, скраб для тела — маракуйи, скраб для ног — конского каштана. Шампунь отдаёт барбарисом, кондиционер — маслом жожоба. Сверху ложится запах лаванды и розмарина — это маска для волос. Тут же пахнет депиляционным кремом, молочком для тела с экстрактом брусники, лосьоном для ног с аллантоином и кремом для рук с кокосовым маслом. Страшная смесь? И это ещё не всё! Ведь девушка одновременно пользуется скрабом для губ, средством для умывания, тоником, сывороткой для лица, сывороткой для век, кремом для лица, базой под макияж, базой под макияж век, тональным кремом, тенями трёх видов, хайлайтером, консилером, бронзером, помадой, блеском для губ, пудрой, пудрой-вуалью, краской для волос и парой средств для их укладки, а также антиперспирантом и, наконец, духами! И всё это прорывается сквозь устойчивые запахи стирального порошка и кондиционера для белья…

А теперь представьте, что девушка идёт не одна. Что девушек тридцать. И что они не идут, а едут с вами в вагоне метро. И все пользуются разной косметикой, разным парфюмом, разными средствами для стирки. И что другие тридцать пассажиров — это мужчины. Они, конечно, не пахнут скрабом для ног и пудровыми тенями, но зато пользуются пеной для бритья, лосьоном после бритья, а с недавних пор — и кремами для лица. Плюс минимум от каждого третьего несёт табаком, от каждого пятого — алкоголем, причём от некоторых разит тем и другим, да ещё и в застарелой форме перегара.

Богатые пахнут не тем, чем вы думали

Надо сказать, что поезд метро или утренняя пригородная электричка — это не самые тяжёлые испытания для человека с острым обонянием. Чем скромнее у людей доходы, тем меньше они используют косметики и бытовой химии. К тому же недорогая косметика и дешёвый стиральный порошок не имеют сильных ароматизаторов — запах быстро выветривается. А вот люксовая пудра и парфюмированный дезодорант известной марки оставляют запах на несколько суток. Неудивительно, что в хороших ресторанах в центре Москвы пахнет хуже, чем в электричке. То есть, не хуже, а сложнее. Но для меня это одно и то же.

Самые «запахоёмкие» места — это дорогие рестораны в пятницу вечером. Там к приносимым людьми запахам добавляются производимые на месте: например, от ароматизированных свечей, благовоний и освежителей воздуха. Последнее — просто бич российских заведений высокой кухни. Не стану называть конкретные места (не хочу схлопотать проблем с их пиар-отделами), но после посещения уборной в одном известном ресторане на Тверской ко мне на несколько часов привязался запах туалетного освежителя воздуха. И в зале им пахли многие.

Представляете конфуз? Собиралась дама на свидание. Может быть, даже на встречу всей своей жизни. Прихорашивалась, провела полдня в салоне красоты: маникюр, педикюр, лимфатический массаж... Конечно же, окрашивание, стрижка, укладка. Новое платье, новые туфли. Заскочила выпить кофе — и до вечера будет пахнуть освежителем воздуха с ароматом можжевеловых веточек.

Оружие массового поражения. В прямом смысле

К запахам в России люди относятся безответственно. Никто не подбирает дезодорант к туалетной воде. От безответственности наши люди льют на себя парфюм как из ведра. Особенно в этом деле отличаются мужчины. У них есть какое-то слабое место: они, кажется, страдают ослабленным обонянием. Иначе непонятно, почему в каждом, буквально в каждом смешанном коллективе обязательно найдётся человек, о присутствии которого в офисе коллеги узнают ещё на парковке: он вышел из машины с утра, а запах остался до обеда. В нашей редакции был такой — сисадмин. Я очень пугалась, когда у нас барахлила техника. И старалась всё, от Скайпа до кофеварки, починить сама — чтобы админ не приходил и не приносил на себе гнетущий запах.

Мужчины перебарщивают с туалетной водой в повседневной жизни, а женщины — на праздниках, в театре и почему-то в больнице. Только в России я встречала особенный тип пациенток — околопенсионного возраста, одетых во всё лучшее сразу, накрашенных по моде восьмидесятых и с ног до головы облитых духами. Видишь такую в поликлинике — и сразу понимаешь, что у человека праздник: человек заболел.

Впрочем, это сейчас смешно, а тем, кто встречает женщину-феерию у кабинета аллерголога или пульмонолога, вовсе не до смеха. Одна густо надушенная пенсионерка способна на неделю отравить жизнь целой очереди. Так, я несколько лет страдала астмой, и бывало, что приступ болезни обрушивался на меня как раз у кабинета к аллергологу, который, по идее, должен болезнь лечить.

Случается, что сшибающие с ног запахи парфюма приносят в больницы и поликлиники не пациенты, а врачи. Например, у аллерголога, который меня лечил, в соседнем кабинете сидела кардиолог, страстно любившая заказывать по каталогам туалетную воду. И тут же её пробовать.

Минздраву давно пора обратить на эту проблему внимание. Медперсоналу больниц и поликлиник, где лечатся астматики, аллергики, лёгочники или сердечники, должно быть строго-настрого запрещено пользоваться парфюмерией. Под угрозой увольнения. Да притом — по статье. За служебное несоответствие!

За духи в сумочке пора штрафовать

Кстати, вспоминаю, как однажды страсть наших людей к обливанию туалетными водами выручила меня на экзамене. Я вытянула билет, по существу которого сказать мне было совершенно нечего. И тут в аудиторию вошла одногруппница, подрабатывавшая распространителем косметики. Девушка эта распространяла вокруг себя такой запах, что я закашлялась и начала опухать. Меня отпустили прийти в себя. Я вышла и успела кое-что почитать. Вернулась, сдала экзамен на «отлично» и получила в итоге красный диплом.

Но я бы не отказалась остаться и без красного диплома — лишь бы пропали у нас люди, носящие в сумочке духи и туалетную воду.

Зачем? Зачем они берут на работу или на лекции флакон с парфюмом? Набрызгались утром и боятся, что до вечера им не хватит?

Носить туалетную воду в сумочке — дурной тон. Преступление против общества. Любая парфюмерия должна стоять на столике в спальне. Или на тумбочке. Или на полке в ванной. В сумке духи живут лишь у тех, кто не умеет ими пользоваться. По моим ощущениям, в российских мегаполисах это примерно каждый пятый горожанин. И хорошо, если в зале ресторана или в вагоне метро вам встретятся хотя бы двое-трое, а не десять или двадцать свирепых любителей тонкого аромата.

Источник: https://storia.me/ru/@anastasiyamironova/estestvennye-lyudi-22slwb/kupite-syurpriz-vmesto-soka-yslx9