Семь адских медицинских приборов, с которыми вы точно не столкнётесь

06.10.2017

Медицина всегда была высокотехнологичной. Здоровье стоит дорого, и пациенты готовы платить любые деньги за любые агрегаты, чтобы только их вылечили и сделали им красиво. Другое дело, что последнее слово техники далеко не всегда соответствует здравому смыслу и приносит пользу (хотя и так тоже бывает). Ниже — приборы, которыми вы точно не будете пользоваться, потому что они устарели или признаны шарлатанскими. По крайней мере один из них (точнее, его прямой потомок) до сих пор продаётся в телемагазинах.

Увеличитель груди с педальным приводом (1970-е)

Большая грудь никогда не выходит из моды. То есть иногда женские журналы сообщают нам, что в моде фигуры мальчиков-подростков, но это, очевидно, только там, где победили эмансипация и толерантность. А на сохранившихся до наших дней рынках невест испокон веков котируются грудь и ягодицы. В семидесятые годы для увеличения груди придумали очень простой прибор: две чашки, две резиновые трубки и меха, управляемые ногами. Меха создают в трубках вакуум, грудь от этого расширяется и растёт.

То есть на самом деле, конечно, не растёт. На самом деле в ней лопаются сосуды и образуются синяки. Увеличить грудь можно, в общем, одним способом — хирургическим. А лучше наслаждаться тем, что есть, а если очень хочется что-то сделать со своим телом — пойти к психологу. Но это страшно, а ежедневные болезненные и унизительные процедуры с пластиковыми воронками — нет.

Ручная цепная пила для отпиливания конечностей (начало XIX века)

Этот очень полезный прибор изобрели в Германии во времена наполеоновских войн. Хирургам того времени приходилось делать много ампутаций, и они очень часто кончались смертью — и от болевого шока, и от повреждения тканей пилой, молотком и зубилом. Хирурги решили, что, если делать операцию быстрее, смертность будет ниже. К тому же скорость очень важна, когда после сражения у тебя тысячи раненых, и сотням нужно отрезать ноги. И вуаля — цепная пила с ручным приводом. Кстати, первая цепная пила в истории человечества. Правда, проблему смертности при ампутациях решила не она, а сочетание анестезии, мытья рук и антибиотиков.

Черепомерки (XIX–XX века)

В XIX веке была распространена «наука» френология. По этому учению ваш характер, склонности и даже законопослушность зависели от того, как развиты разные зоны мозга. В сущности, современные нейробиологи с этим согласны. Другое дело, что двести лет назад не было томографии или даже простенького энцефалографа, и мозг изучали, не вскрывая черепную коробку, по шишкам черепа. Больше ста пятидесяти лет учёные пользовались разными черепомерками с самыми удивительными целями. Это вообще был очень полезный инструмент. С помощью черепомерки можно было наглядно продемонстрировать, что мужчины во всём превосходят женщин. Ну или доказать превосходство арийской расы над всеми остальными.

Анальные пробки (начало XX века)

А уж после того, как череп померили, нужно сразу вставлять пробку. У учёных докторов очень долго было очень романтическое, мистическое представление о человеческом теле. И анальное отверстие с его огромным количеством нервных окончаний и не вполне очевидными функциями (ну то есть вполне очевидными, но это слишком просто) особенно поражало воображение.

Анус нужно было заткнуть. Это должно было помочь от болезней печени, жёлчного пузыря, нервных головных болей, болей в позвоночнике, пятках и ахиллесовых сухожилиях. Некоторые медицинские изобретатели пробками для расслабления перенапряжённого ануса не ограничивались. Идеальный прибор от всех болезней — ректоротор, который помогает от запора, проблем с простатой и других болезней. Вращающийся, с отверстиями для лубриканта и вентиляции, «достаточно большой, чтобы помочь, достаточно маленький, чтобы его мог использовать любой человек старше 15 лет».

Электрический стимулятор мышц (1950-е)

На самом деле все ненавидят физкультуру. Куда-то ходить, что-то таскать, ритмично делать бессмысленные движения — да и результат не гарантирован. Гораздо лучше лежать и расслабляться, и чтобы прибор приводил в тонус мышцы за вас. Так придумали миостимуляцию и сконструировали прибор Relax-A-Cizor. Эта штука стимулирует мышцы электрическим током, те сокращаются — и тренируются, приходят в тонус. Вес при этом снижается, талия становится тонкой, плечи — широкими, ягодицы — упругими.

Вы уже что-то заподозрили? Например, порванные связки, судороги, кровоизлияния, рвоту, непроизвольное мочеиспускание, выкидыши и паралич? В общем, к 1970-м годам прибор запретили, а тем, кто уже его купил, американское Управление по надзору за качеством продуктов и медикаментов (FDA) рекомендовало разбить его к чёртовой матери, а осколки выкинуть. Впрочем, наследники этого великого прибора до сих пор продаются, а миостимуляцию как услугу предлагают в салонах красоты.

Генераторы ультрафиолетовых лучей для красоты и здоровья (с начала ХХ века до наших дней)

Никола Тесла, величайший изобретатель XX века, среди прочего сконструировал в 1900-х годах генератор ультрафиолетовых лучей — и сразу решил, что его нужно использовать в медицинских целях. Он стал экспериментировать на себе: после автомобильной аварии Тесла пытался таким образом заживлять синяки и растяжения. И они, разумеется, зажили. УФ-лучи стали применять по поводу и без повода, лечить ими раны, шрамы, малокровие, рахит, облысение и болезни кожи. То, что это, в общем, не очень полезно и иногда смертельно опасно, поняли уже во второй половине столетия.

Литотриптический прибор Жана Сивиаля для удаления камней из мочевого пузыря.

И ещё одно действительно великое изобретение, где все всё поняли практически сразу. Французский врач Жан Сивиаль, провинциал из крестьянской семьи, изобрёл минимально инвазивный способ извлекать камни из мочевого пузыря у мужчин. До Сивиаля это делалось так: пациента фиксировали, без наркоза разрезали его снизу, между мошонкой и анусом, залезали руками в мочевой пузырь, вынимали камни, кое-как зашивали. Выживали двое из трёх, это считалось неплохим результатом. Сивиаль же, экспериментируя на себе, выяснил, что уретра растягивается до девяти миллиметров. А дальше он сумел собрать такой прибор, который можно было пропихнуть в мочевой пузырь, там раскрыть так, чтобы захватить камень манипуляторами, а если он слишком большой — рассверлить лучковой дрелью, чтобы он раскололся, а потом осколки вытащить и удалить прибор. Звучит это чудовищно, выглядит тоже достаточно неприятно, но у Сивиаля выживали почти все пациенты. И всё это в 1824 году, до анестезии и мытья рук.

Руководство Лувра по просьбам трудящихся удалило из садов Тюильри скульптуру «Доместикатор» ателье ван Лисхут. Она была там выставлена в рамках ярмарки современного искусства FIAC, но публика нашла «Доместикатора» слишком брутальным: сооружение, символизирующее власть человека над миром, явно изображает половой акт с этим самым миром.

Казалось бы, уж сад-то Тюильри половым актом не напугать. Конечно, проблема ещё и в том, что «Доместикатор» — огромный, двенадцать метров в высоту. И розовый. И состоит из деревянных кубов и прямоугольных параллелепипедов. А ещё внутри него с комфортом разместится довольно большая семья.

Почти всё современное искусство, которое делает кооператив Юпа ван Лисхута, функционально. Либо это архитектура и дизайн интерьеров, либо объектный дизайн (например, у ателье ван Лисхута есть несколько удивительной красоты ламп), либо такого рода искусство, которое можно поставить в гостиной. Или в холле отеля, допустим. Ну только это должна быть очень странная гостиная, конечно.

Или спальня, кстати: одна из работ ателье — это спальня-матка, анатомически корректный гигантский орган, внутри которого можно уютно устроиться и сладко спать, вспоминая лучший период жизни — от зачатия до рождения.

Дальше возникает миллион вопросов, по которым можно изучать теорию современного искусства.

Почему руководство ярмарки согласилось выставить эту странную, тревожную штуку — зоофилическое жильё? Потому, что это крутое искусство. Не очень, правда, новое: «Доместикатор» три года с большим шумом выставлялся на Рурской триеннале в Германии. Там ван Лисхут и его команда (к ним, кстати, вполне реально устроиться работать, они нанимают и подмастерьев в мастерские, и всяких СММов и архивистов) построили под сенью главного гигантского дома-скульптуры целую арт-деревню.

Почему руководство музея решило убрать скульптуру из сада Тюильри? Представитель Лувра объяснила, что работы в Тюильри попадают по итогам рассмотрения в трёх комиссиях, «Доместикатор» был установлен там после окончания работы комиссий и обсуждения работы до установки не было. Непонятно, правда, как работа вообще тогда попала в выставочное пространство.

Директор Лувра Жан-Люк Мартине направил открытое письмо руководству ярмарки FIAC, в котором сослался на отзывы в интернете: скульптура-де слишком брутальна; публика может неправильно понять; а ещё эта двенадцатиметровая композиция стоит совсем близко от детской площадки.

«Такие вещи не должны происходить, — объяснил в интервью The New York Times сам ван Лисхут. — Музей должен быть открытой площадкой для коммуникаций. А сама работа — она не очень неприличная. Это очень абстрактная форма. Там нет гениталий. Всё очень невинно».

Фотографии: Atelier Van Lieshout, Century Hall Bochum (4)

Источник: https://storia.me/ru/@seniak/vooruzhennyi-glaz-2mpjgn/sem-adskikh-meditsinskikh-priborov-n1mh9