Экспедиция на Антарктиду | Тайна советских полярников

В 1959 году советская экспедиция, основавшая в Антарктиде полярную станцию "Мирный", отправила группу из 8-ми исследователей вглубь континента, чтобы достичь Южного магнитного полюса. Но вернулись обратно лишь трое.По официальной версии причиной трагедии были жестокая буря, сильнейшие морозы и отказ у двигателя вездехода

Пятая Советская антарктическая экспедиция (1959-1961)

1 февраля 1960 года с рейда Мирного ушли советские кораб­ли, доставившие людей и грузы Пятой советской экспедиции. Пассажирский теплоход «Кооперация» с составом Четвертой эк­спедиции направился в Советский Союз. Пятый рейс дизель-электрохода «Обь» Дизель-электроход «Обь» с небольшим океанографическим отрядом на борту взял курс на восток. Руководил этим отрядом И. В. Максимов, возглавлявший в 1956—1957 году Вторую мор­скую экспедицию. Океанографы, используя вездеход, вертолет и самолет, выполнили во время стоянки корабля на рейде стан­ции Лазарев интересные исследования с припайного льда непос­редственно у шельфового ледника.

Они измерили здесь темпе­ратуру и соленость воды от поверхности до дна, наблюдали на больших глубинах скорости и направление течений. От Мирного «Обь» направилась к островам Баллени, где приняла в свои трюмы от советской китобазы «Советская Укра­ина» груз для доставки в Советский Союз. Далее «Обь» прошла мимо острова Скотта по северной окраине морей Росса, Амунд­сена и Беллинсгаузена. 10 марта 1960 года «Обь» подошла к острову Петра I. Была редкая в этих краях яркая солнечная погода, и там, где обычно громоздились льды, плескались зеленоватые волны океана. Советские моряки, воспользовавшись благодатной погодой, проплыли на «Оби» вокруг острова и сделали его подробную опись. Оказалось, что конфигурация отдельных участков берега не соответствовала последней норвежской карте. Но это не ошиб­ка норвежцев. Остров окаймляют шельфовые ледники, и они, сильно разрушаясь, меняют очертания берега. Многие страны намеревались создать на острове научную станцию. Но здесь не оказалось подходящей площадки, где бы можно было построить здания. Отвесные ледяные барьеры слишком высоки и неустойчивы. Две бухты — Сандерфьорд и Ранвик — имеют узкий скалистый берег, заливаемый водой во время сильного прибоя. Нигде нет возможности подняться на ледниковое плато острова. От острова Петра I корабль прошел к мысу Горн, завершив свое плавание в антарктических водах. Зимовка 1960 года На зимовку в Антарктиде остались 129 человек. Они жили и работали в обсерватории Мирный, на внутриконтинентальной станции Восток и на станции Лазарев. Руководил Пятой со­ветской экспедицией Е. С. Короткевич — участник Первой ан­тарктической экспедиции. В составе

Пятой экспедиции в Мир­ном работали два чехословацких ученых: О. Костка и О. Праус, трое ученых Германской Демократической Республики: Г. Скайб, X. Попп, И. Кольбиг и американский ученый Дж. Дьюарт. Зимой 1960 года были организованы три временные вынос­ные станции: Дружба — к западу от Мирного, на ледниковом куполе Завадовского; Мир — на ледяном острове Дригальского; Победа — на ледяном острове Победа. Все они расположены в переходной зоне между континентом и океаном. Аэрометеороло­гические наблюдения на временных станциях позволили охарак­теризовать климатические условия прибрежной зоны Антаркти­ды за пределами влияния стоковых ветров. В ночь на 3 августа 1960 года в районе Мирного разразил­ся сильнейший ураган. Скорость ветра достигла 56 метров в секунду. Во время урагана по неизвестной причине в доме аэро­метеорологического отряда возник пожар. Во время пожара по­гибли руководитель аэрометеорологического отряда Оскар Гри­горьевич Кричак, синоптик Анатолий Михайлович Белоликов, аэрологи Игорь Андреевич Попов, Василий Иванович Самушков, Александр Захарович Смирнов, метеоролог Алексей Леонтьевич Дергач, аэролог из Чехословацкой Социалистической Рес­публики Костка Олдржих, метеоролог из Германской Демокра­тической Республики Ганс Христиан Попп. Утрата была тяжела. Имена погибших навсегда вошли в исто­рию покорения природы человеком. Их похоронили на скалистом островке вблизи острова Хасуэлл. Над могилой в конце 1960 го­да установлена мемориальная бронзовая доска, на которой отли­ты имена погибших, а внизу надпись: «Склоните головы, сюда приходящие, они отдали жизнь в борьбе с суровой природой Антарктики».

Дополнительные исследования мощности ледника В феврале—марте 1960 года из Мирного на станцию Ком­сомольская ходил поезд с горючим. Антарктической весной, в конце 1960 года, из Мирного до станции Восток ходил еще один поезд. Он доставил туда грузы, необходимые для зимовки сле­дующей смены. Этот поезд до Комсомольской прошел западнее обычного маршрута и выполнил сейсмоакустические, гравимет­рические и гляциологические исследования на новом разрезе. Полученные данные подтвердили правильность данных предыду­щих исследований толщины ледника и в значительной степени дополнили их. Ложе ледника в прибрежной двухсоткилометровой зоне неровное, местами лежит ниже уровня океана. От 200-го до 400-го километра подо льдом простирается горный массив с высотами до 500 метров над уровнем моря. Сейсмические и гра­виметрические измерения подтверждают сделанное ранее заклю­чение о платформенном строении Восточной Антарктиды и на­личии подледных горных массивов. Скорости движения ледника в краевой зоне Путем повторного определения местоположения вех на пяти­десятикилометровом профиле к югу от Мирного, заложенных еще Второй экспедицией, удалось определить перемещение ледника за 35—37 месяцев и определить его годовую скорость. На 48-м километре ледник движется со скоростью 125 метров в год, а в районе Мирного — от 8 до 40 метров в год. Геологические исследования на Земле Королевы Мод В конце декабря 1959 года в горах Земли Королевы Мод на­чал работать геологический отряд под руководством Д. С. Со­ловьева. С 14 декабря 1960 года к этим исследованиям подклю­чился сезонный геолого-географический отряд Шестой экспеди­ции, руководимый М. Г. Равичем. Объединенными усилиями двух отрядов при помощи трех легких самолетов до 24 февраля 1961 года было обследовано 803 геологических пункта. Одновременно производилась плановая аэрофотосъемка всей площади, где выполнялись геологические исследования. В итоге было проведено геологическое и геоморфологическое обследова­ние горной страны между 4° западной и 15° восточной долготы и между 70° 30′ и 73° южной широты. Установлено, что эта горная страна почти на всем протяже­нии сложена хорошо обнаженными докембрийскими гнейсами и кристаллическими сланцами, прорванными многочисленными ин­трузиями различного состава. Только на крайнем западе породы кристаллического фундамента перекрываются более молодыми осадочными отложениями. Горы Земли Королевы Мод очень суровы — резкие пики поднимаются на высоту более 3500 метров над уровнем моря.

Между хребтами или горными массивами по глубоким долинам текут выводные ледники, которые, сливаясь у подножия гор, образуют вдоль берега моря обширный предгорный шельфовый ледник. В этих горах безусловно есть полезные ископаемые, но их запасы можно определить только после детальных геологических съемок. Геологи разведали следующие полезные ископаемые: бе­рилл, горный хрусталь, флогопит, железные руды, графит, тан-тало-ниобаты и другие редкоземельные минералы. Полюс холода Земли Наиболее сильные морозы в центральных районах Антарк­тиды наблюдаются во второй половине зимы южного полу­шария. Во время первой зимовки на станции Восток температура воздуха упала 2 мая 1958 года до минус 77°. Это было еще толь­ко началом зимы. 25 августа 1958 года термометр зарегистрировал здесь ми­нус 87°,4. Следующие два года минимальная температура на станции Восток была отмечена в то же время — 23 и 24 августа 1959 года — минус 85°,4, 24 августа 1960 года — ми­нус 88°,3. Это абсолютный минимум температуры воздуха у поверхно­сти Земли. При такой низкой температуре металл становится очень хруп­ким и подобно стеклу колется на куски. Дизельное топливо уже при 75° мороза делается твердым. Резиновые шланги и про­вода разрушаются от малейшего перегиба. Бензин при минус 85° совершенно не испаряется, в ведре с бензином можно гасить горящий факел. А как же живут и работают в таких условиях люди? Опыт трех зимовок на станции Восток показал, что люди, прошедшие акклиматизацию, т. е. прожившие здесь уже несколь­ко месяцев, при температуре выше минус 76° чувствуют себя сравнительно хорошо, но каждый градус дальнейшего пониже­ния температуры воздуха ощущается с особой остротой. После кратковременного пребывания на открытом воздухе появлялись неудержимый, мучительный кашель, резкая одышка, боли в груди. Низкая температура воздуха еще не самое тяжелое в период зимовки в центре Антарктиды. Дома с хорошей теплоизоляцией, надежное пароводяное отопление защищают от холода. Пребы­вание на воздухе в сильные морозы ограничивается 15—20 ми­нутами.

Специальные маски на лицо, через которые воздух по­падает в дыхательные пути подогретым, и особая одежда позво­ляли советским полярникам не прерывать наблюдений даже в са­мые лютые морозы. Кроме низких температур не менее важными природными факторами, влияющими на человека, является низкое атмосфер­ное давление, падающее на станции Восток до 450 миллиметров ртутного столба, полярная ночь, длящаяся здесь более четырех месяцев, и низкая абсолютная влажность воздуха. Следователь­но, при рассмотрении вопроса о жизни человека в Центральной Антарктиде необходимо учитывать весь комплекс природных факторов. «Привыкнуть» к этим условиям, или, как говорят вра­чи, адаптироваться, могут люди не просто физически здоровые, но еще и сильные духом. Первое время пребывание в таких условиях, даже при лет­них температурах (минус 30—40°), кажется человеку ужасным: сильные головные боли, одышка, тошнота, носовые кровотечения, большая потеря в весе. Такое самочувствие длится 5—6 дней, а потом постепенно, через месяц-полтора, человек приходит в нор­му. После полярной ночи у всех зимовщиков зафиксировано по­ниженное артериальное давление (85/50), утомление сердечно­сосудистой системы. При возвращении к нормальным условиям, когда люди прилетают снова в Мирный, организм через не­сколько дней приходит в норму. Казалось, что из-за таких суровых условий повторная зи­мовка на станции Восток невозможна, однако В. С. Сидоров был начальником этой станции дважды: в 1958 году, в период работы Третьей экспедиции, и в 1960 году, во время Пятой экспедиции. С ним дважды зимовали еще несколько человек. И все они зая­вили, что в повторную зимовку на станции Восток они чувство­вали себя лучше новичков и тяготы полярной ночи переносили сравнительно легче. Этот факт очень важен — он свидетельству­ет о том, что человеческий организм имеет весьма широкий диа­пазон приспособляемости.