Курьезы бронетехники. «Бронеавтомобиль» – гусеничный.

2 September 2017

Курьезы бронетехники. «Бронеавтомобиль» – гусеничный.

«Тип 92» - японский танк 1930-х годов, да еще и малоизвестный. Впрочем, легким танком - или, вернее, танкеткой - эта машина является лишь с нашей европейской точки зрения, а вот сами японцы называли ее Jyu Sokosha – «тяжелый бронеавтомобиль».

А что им оставалось: это была шарада. «Тип 92» был создан для кавалерии, которой по штату танки не полагались, а колесные бронемашины имели на поле боя недостаточную проходимость. Да – вот такой бронеавтомобиль, да – вот и гусеничный. :)

С 20-х годов XX века японский Генштаб однозначно отверг предложения закупать танки за рубежом и разработал требования для отечественных конструкторов и промышленности. Тем не менее, японцы опирались на зарубежный опыт, в первую очередь, на британский, при создании отечественных проектов бронетехники. Одним из таких проектов стал малый танк (танкетка) «Тип 92», один из первых японских серийных танков - ну, пока машина являлась танком, однако поскольку исключительными правами на использование танков в те годы обладала пехота, формально она называлась «тяжёлым бронеавтомобилем».

С середины 1920-х годов Императорская Кавалерийская Школа в г. Чиба испытывала легкие европейские танки, в числе которых были шесть танкеток «Карден-Ллойд» - хотя итоговый вариант кардинально отличается от своего прототипа.

В рамках большой танкостроительной программы, расширенной в начале 1930-х гг., японский Генеральный Штаб особое внимание уделял боевым машинам легкого класса. За короткий период Японии требовалось быстро восполнить пробел в техническом оснащении своей армии, что можно было сделать двумя путями – закупать танки за границей, либо наладить выпуск собственной техники. Поскольку был однозначно выбран второй путь Генштаб разработал вполне разумные требования к лёгкому танку для кавалерийских частей, который должен был обладать высокими скоростными качествами. Не в последнюю очередь играла роль экономическая сторона вопроса, так что японским инженерам было над чем подумать.

Конструкция танкеток так показалась японцам наиболее подходящей в качестве основы для создания бронированной машины сопровождения кавалерии и разведки. Появившаяся в итоге на свет танкетка «Тип 92» выпускалась компанией «Исикава» с 1932 по 1936 год. Всего за это время построили только 167 таких «сокошей»: 1933 год – 42, 1934 год – 49, 1935 год – 44 и в 1936 году – 32 экземпляра.

Корпус и башня танка собирались из 6-мм стальных листов при помощи сварки, клёпка использовалась лишь в отдельных местах. В процессе эксплуатации, однако, выявилась ненадёжность сварных корпусов танка «Тип 92», поэтому последующие японские танки вплоть до второй половины Второй мировой собирались преимущественно при помощи заклёпок и болтов.

Общий вес машины составил 3,5 тонны. Экипаж танкетки состоял из трёх человек — механика-водителя, стрелка из крупнокалиберного пулемёта и командира, размещавшегося в одноместной башне и выполнявшего также функции башенного стрелка. Максимальная скорость движения достигала значения до 40 км/ч. Гусеница мелкозвенчатая, с шагом трака 90 мм и шириной 190 мм.

История развития «Тип 92» включает три типа этих машин. Ранние были вооружены парой пулеметов «Тип 91» калибром 6,5 мм. «Средний» период производства – это те же самые танкетки, но перевооруженные: в корпусе установили вместо 6,5-мм пулемета крупнокалиберный 13,2-мм пулемет «Тип 92». Ну а «поздние» танкетки были перевооружены (в башни) пулеметом «Тип 97» калибра 7,7 мм с характерным кожухом ствола. Танк получил и обновленную ходовую часть. Вместо шести опорных катков на борт теперь использовалось четыре спицованных катка, а три поддерживающих ролика заменили одним.

Наличие в боекомплекте 13-мм пулемёта бронебойных пуль позволяло танку поражать большинство лёгкой бронетехники, но уже к середине 1930-х назрела необходимость вооружить танк более мощным орудием. 37-мм пушка, устанавливаемая вместо 13-мм пулемёта, оказалась для танка слишком большой и мощной, но 20-мм автоматическую пушку удалось успешно разместить в корпусе машины и с 1937 года большинство танков «Тип 92» были перевооружены ими.

Танкетка - да правда, официально все еще «тяжелый бронеавтомобиль» :) - активно использовалась японскими войсками в Китае в 1930-е годы, в том числе во Второй японо-китайской войне.

В основном танки «Тип 92» использовались для прорывов вглубь обороны китайских войск и поддержки пехотных подразделений. Одними из наиболее крупных операций, в которых довелось участвовать этим машинам, стали бои за Харбин осенью 1937 года и сражение под городом Рехе, где «Тип 92» использовались в составе 1-го особой танковой роты 8-й дивизии.

И всё же, большая часть танков дислоцировалась в Манчжурии и Корее, где эти слабобронированные машины больше пригодились для патрулирования и боевого охранения. В 1945 году, после освобождении китайской и корейской территории от оккупационных японских войск в руки трофейных команд РККА попало некоторое количество легких танков «Тип 92», захваченных, в основном, в местах постоянной дислокации. Вероятнее всего эти машины затем были переданы Народно-Освободительной Армии Китая и использовались в учебных целях. Более точная информация по этому поводу отсутствует.

↑ Малый танк японских камикадзе с 400 кг бомбой (1945 год)

↑ самурайский штуг 3

↑ Японские средние танки

Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";

Steven Zaloga, Japanese Tanks 1939-45;

П. Сергеев. Танки Японии во Второй мировой войне, 2000

С. Федосеев. Бронетанковая техника Японии 1939-1945. (Бронеколлекция, 3 - 1995);

• Самая уродливая бронетехника (1)

• Ветхий танковый завет. Танкус советикус (1)

• Девятый Клим Ворошилов

• Когда 100 было меньше 122

• Меч из стали, меч из хрома

• За что еще русские ответственны

• Стоимость танковой техники времен ВОВ

Мой ВК

Журнал Стёб

Источник: https://cont.ws/@sicomoro/703679