"Оборона Севастополя"

Почему эпическая картина «Оборона Севастополя» А. Дейнеки вызвала бурные споры, и зачем для нее позировала женщина.

Сегодня художника Александра Александровича Дейнеку, писавшего картины в первой половине ХХ века, называют остросовременным модернистом. Он любил необычные ракурсы, динамику и монументальность изображаемых образов. Одним из знаковых полотен живописца является «Оборона Севастополя». Одни критики хвалили картину за эмоциональный накал, другим не нравилась излишняя плакатность, но равнодушным не оставался никто.
В феврале 1942 года Александр Дейнека побывал в ТАССе, где ему продемонстрировали газету с фотографией разрушенного Севастополя. Этот эпизод прочно врезался в память художнику и вызвал желание написать вдохновляющую картину:

«Шла тяжёлая война. Была жестокая зима, начало наступления с переменным местным успехом, тяжёлыми боями, когда бойцы на снегу оставляли красные следы от ран и снег от взрывов становился чёрным. Но писать всё же решил… «Оборону Севастополя», потому что я этот город любил за весёлых людей, море и самолёты. И вот воочию представил, как всё взлетает на воздух, как женщины перестали смеяться, как даже дети почувствовали, что такое блокада».

Дейнека написал картину размером 2 х 4 метров всего за несколько месяцев. Он был настолько погружен в рабочий процесс, что позже вспоминал: «Моя картина и я в работе слились воедино. Этот период моей жизни выпал из моего сознания, он поглотился единым желанием написать картину».

Центральным персонажем в «Обороне Севастополя» является матрос. Его торс развернут в решительном порыве, он уже готов кинуть связку гранат. Буквально в каждом мазке чувствуется динамика. Художник долго не мог найти подходящего парня, который согласился бы стать натурщиком. Решение пришло неожиданно. Среди знакомых Дейнеки была спортсменка крепкого телосложения. Она согласилась ему позировать. В итоге матрос с гранатами был написан с женской натуры.

Выбранная цветовая гамма только усиливает динамическую выразительность картины. Вражеские силы, зарево и море выполнены в темной цветовой гамме. Светлые образы моряков резко контрастируют на фоне всеобщего мрака.

Критики встретили «Оборону Севастополя» картину неоднозначно. Александра Дейнеку упрекали, что в его картине нет глубины, а изображенные образы излишне схематичны, непропорциональны и больше напоминают плакатную публицистику. Сам же художник отмечал, что он стремился максимально доступно изобразить вечную борьбу добра и зла, воплощенную в столкновении моряков и вражеских полчищ. Сам художник оценил свою картину так: «Не знаю, хорошая это картина или плохая, но кажется, что настоящая».