Как разговаривать с учеником, который увиливает от верного ответа на вопрос

Многие учителя, услышав почти правильный ответ ученика, округляют в большую сторону. Иными словами, они принимают ответ и повторяют его, самостоятельно дополняя деталями, делающими его полностью верным, даже если он не включал принципиально важного компонента. Но все же надо понимать, что если в правильном ответе чего-то не хватает, он приобретает знак «минус». Ни в коем случае нельзя говорить: «Правильно! Но кое-чего недостает».

Методика «Правильно есть правильно» позволяет провести четкую грань между частично и полностью правильным ответом, между относительно хорошим и хорошим на все 100%. Ключевая идея этой методики заключается в том, чтобы установить для класса высокие стандарты правильности.

Существует 4 ловушки, в которые могут попасться преподаватели, принимая ответ на вопрос во время занятия.

1 ловушка: Неосознанный неточный ответ ученика

ЧТО ДЕЛАТЬ: Добейтесь правильного ответа.

Надо просто и благожелательно похвалить ученика за его усилия и при этом четко донести до него мысль, что теперь вы ожидаете от него последнего шага, отделяющего его от стопроцентно верного отчета.

Есть еще один хороший вариант реакции — в точности повторить слова только что ответившего ученика, сделав акцент на неправильные или пока отсутствующие детали.

2 ловушка: Желание ученика «проскочить», ответив на другой вопрос.

Например, сформулировав какую-то абсолютную истину или сказав что-нибудь трогательное и отвлеченное.

ЧТО ДЕЛАТЬ: Добейтесь правильного ответа на поставленный вопрос.

«Правильный» ответ на любой вопрос, которого вы не задавали, — это неправильный ответ. Настаивайте, чтобы ребенок ответил на заданный вопрос, а не на тот, который ему хотелось бы от вас услышать или на который он ответил по ошибке.

3 ловушка: Забегание вперед, опережение вопроса учителя.

Иногда ученики, желая показать, какие они умные, начинают забегать вперед, опережая вопросы учителя, но принимать ответы, выпадающие из нужной последовательности, рискованно.

ЧТО ДЕЛАТЬ: Добейтесь правильного ответа на поставленный вопрос в нужный момент.

Спрашивая класс, стоит подготовиться к тому, что, возможно, придется отказаться принять ответ или вообще прервать обсуждение — пусть даже очень бурное, интересное и своеобразное. Отказаться стоит, если важно обсудить и заострить внимание учащихся на чем-то другом, что поможет в итоге в целом лучше понять материал.

4 ловушка: Не точное знание. Малый словарный запас.

ЧТО ДЕЛАТЬ: Поощряйте использование технических терминов.

Учите детей формулировать правильные ответы с использованием терминов, уже достаточно им знакомых, чтобы применять их уверенно. Такие ответы расширяют словарный запас учеников и они привыкают к терминам, которые непременно понадобятся им при поступлении в вуз и учебе.

Используя данную методику Вы, как учитель:

* Четко покажете классу, что вопросы, которые вы задаете, и ответы на них действительно важны.

* Продемонстрируете уверенность в том, что ваши ученики способны ответить на заданные вопросы правильно (что важно для поддержания ваших "больших ожиданий").

* Покажете детям разницу между не требующим особых усилий и поистине научным подходом к дискуссии.

Такая вера учителя в важность стопроцентно правильного ответа посылает ученикам мощный сигнал, который будет направлять их еще долгое время после окончания урока.

Схема методики "Правильно есть правильно"
Схема методики "Правильно есть правильно"

Схему скачивайте по ссылке

Поддержите канал:
Ставьте «лайк» и подписывайтесь!