США жестко «подсели» на российские ракетные двигатели

Делегация американского ракетостроительного концерна United Launch Alliance (ULA) едет в Россию на НПО «Энергомаш», поставляющее двигатели РД-180 для ракет-носителей Atlas V. Заменить российскую продукцию им пока нечем, поэтому они планируют использовать изделия «Энергомаша» в ракетах Atlas V как минимум до 2024 года.

Контракт на поставку 101 двигателя РД-180 Москва и Вашингтон заключили в 1997 году, когда между двумя странами длился медовый месяц (точнее, десятилетие). Эту нишу Россия монополизировала настолько прочно, что даже в антироссийских санкциях, введенных США в 2014 году, для РД-180 пришлось сделать исключение.

Двигатели для Atlas V — это узкое горло американской аэрокосмической отрасли. Разработка американского аналога РД-180 не впишется в бюджет Пентагона: дополнительные затраты составят до $5 млрд за шесть лет.

Когда все заказанные РД-180 будут израсходованы, американцам придется перезаключать контракт. Потому что отказываться от пусков «Атласов» в коммерческих и военных целях они пока не планируют, предсказывает эксперт журнала «Новости космонавтики» по средствам выведения Игорь Афанасьев.

«США завязали себя на двигатели „Энергомаша“ еще в 1990-х годах, и им просто не было необходимости поэтому разрабатывать собственные аналоги. Стоимость российского двигателя составляет, условно говоря, $100 млн; стоимость американского аналога Delta IV будет, например, $200 млн. Но двигатель — только часть всего комплекса по запуску космического аппарата. И поскольку запуск ракеты Atlas V с межпланетным аппаратом редко обходится дешевле, чем в миллиард, то удорожание всего проекта составит процентов 10−20», — объяснил он «Ридусу».

Сейчас американцы могут использовать Delta IV со своими «родными» двигателями, но она стоит дороже, чем Atlas V с российским «движком».

В НАСА «Дельту» рассматривают именно как страховой вариант на случай, если что-то случится с основной рабочей лошадкой — «Атласом». Компания Sierra Nevada, которая была выбрана НАСА для доставки грузов к космическим станциям, уже вступила в переговоры о возможном использовании более дешевых российских и европейских ракет вместо американских.

«Военно-воздушные силы США в начале 2016 года заключили два контракта (для создания конкуренции) на общую сумму почти $536 млн на разработку ракетного двигателя AR1. Он должен заменить российские РД-180. Заявленная сумма $536 млн — это достаточно скромные деньги на создание ракетного двигателя с нуля, так что американская эффективность и экономичность показывают себя и в этом случае», — подчеркивает Афанасьев.

Эти компании создают двигатель для ракеты Vulcan на альтернативной основе, но по общему техзаданию, уточняет он.

Aerojet Rocketdyne планирует предоставить сертифицированный двигатель в 2019 году.

У подмосковного НПО, таким образом, есть еще три года, чтобы найти новый рынок сбыта либо смириться с потерей этого сегмента.

«У них все пуски ракет „Атлас“ расписаны года до 2019-го, поэтому отказаться от них американцы просто не могут. Один двигатель — один пуск. Поэтому санкции санкциями, но business as usual», — говорит Афанасьев.

Заковыка в том, что у российского РД-180 при всех его неоспоримых достоинствах просто нет применения на российских ракетах, он полностью шел на экспорт. После того как США начнут выполнять программу импортозамещения, заменив российские двигатели своими аналогами-«одноклассниками», РД-180 останутся без работы.

Вся эта история доказывает, что импортозамещение способно разорить даже такую могучую и богатую страну, как США.

Источник: https://www.ridus.ru/news/260585