Авианосцы - оружие вчерашнего дня?

18 January 2020
Авианосец "Джеральд Р. Форд"
Авианосец "Джеральд Р. Форд"
Авианосец "Джеральд Р. Форд"

Авианосцы и поныне являются символом могущества сверхдержав и власти на морях. Однако все чаще звучит мнение, что их время стремительно уходит в прошлое… Так ли это?

Известный саксофонист и президент США Билл Клинтон, в пору своего проживания в Белом доме, говорил, что при слове «кризис», первый вопрос у всех на устах: «Где ближайший авианосец?!» Так заботливая мамаша при каждом крике несмышленого дитяти судорожно ищет: «Где же соска?!»

Если бы внешний вид убивал…

Воистину авианосец стал не просто боевым кораблем, но и неким «художественно-политическим» образом, своего рода мемом -- символом военного могущества Соединенных Штатов. Всякий желающий легко представит себе, как к берегам недостаточно лояльной Белоруссии подплывает трехсоттридцатитрехметровая громадина ударного авианосца из семейства «Нимицев», и там сразу наступает цивилизованный мир и повальная демократия. Если до сих пор не наступила, то лишь по недосмотру Всевышнего, забывшего создать Белоруссии морскую границу. Но если отрешиться от картинок для взрослых детей, то все предстает в несколько ином свете.

Авианосец "Нимиц"
Авианосец "Нимиц"
Авианосец "Нимиц"

Несомненно, американские авианосцы типа «Нимиц» на сегодняшний день в своем классе представляют вершину кораблестроительного искусства. Правда, США готовятся вести в строй новый, еще более мощный авианосец «Джеральд Р.Форд» Сейчас этот корабль только проходит испытания. И дальнейшая его судьба определится в ближайшие годы. Но уже сегодня на его строительство потрачено 12,9 млрд долларов и еще 3,3 млрда на военные исследования, связанные с его эксплуатацией. Что приобретет США за эти деньги – еще предстоит узнать, но то, что игрушка получилась весьма дорогостоящая – уже понятно.

Каждый выход такого монстра и кораблей его сопровождения, (а это не лоцманский катер, а крейсера, эсминцы, подводные лодки…) стоит колоссальных денег. И дает прямо скажем, не слишком отчетливый результат. Не так давно США пытались надавить на Иран, заставить его свернуть ядерную программу - сразу пять авианосных групп устремились в Персидский залив. Иранцы не отвлеклись от запуска центрифуг даже для того, чтобы поглазеть на вещественное проявление мощи американского гнева. Та же история произошла и с тремя авианосцами, отправленными к берегам КНДР. Корейцы честно сказали, что примут бой, а что будет дальше, их не волнует. И на этом акция устрашения закончилась.

Что же происходит? Почему потенциальные жертвы не преисполнены ужаса пред грозными плавучими аэродромами?

Первым делом самолеты…

Попробуем разобраться. Конечно, сам по себе авианосец штука весьма брутальная. Но при этом главная ее ударная мощь -- самолеты палубной авиации. Как известна, корабль класса «Нимиц» -- на данный момент главная ударная сила авианосного флота, - может нести на борту до 90 летательных аппаратов. В этой впечатляющей цифре есть небольшое лукавство. Если речь идет только о самолетах, то подобное количество машин на авианосце можно только перевозить из пункта А в пункт Б, превратив его в авиавозец. В обычном же режиме в указанное число входят и транспортные самолеты, и противолодочные вертолеты, и беспилотники, и самолеты дальнего радиолокационного обнаружения, и заправщики, которые в боевых действиях напрямую не участвуют.

Таким образом, непосредственно ударная сила (на сегодняшний день) -- 48 истребителей – бомбардировщиков «Хорнет» -- по сути, авиационный полк. При этом палубная авиация, в силу особенностей базирования, по большинству характеристик слабее чем наземная. Катапульты «Нимица» могут обеспечить до 120 вылетов в день. «Рекордные» 197 вылетов, показанные на учениях, можно смело забыть – взлет, облет корабля и посадка в «голом виде», без какой бы то ни было боевой нагрузки – это чистой воды показуха.

Таким образом громада, стоившая бюджету США несколько миллиардов долларов, обходящаяся в обслуживании в 160 миллионов в год (не считая обслуживания авиационного парка, топлива, боеприпасов и т.д) доставила к далеким берегам не слишком сильный и не особо мобильный авиаполк… Ситуация неприятная, но в случае, когда с далекого берега есть чем ответить, ею можно пренебречь. Как показали действия кораблей Военно-морского флота США в Черном море, подобным гостям «свет тушится» без особых проблем. Ну а без сложной радиоэлектроники, систем навигации, наведения, взлета/посадки уже никто никуда не летит и не стреляет. И становится эта громада самоходной мишенью.

Но даже без этого, в тех вооруженных конфликтах, где применялись авианосцы и им, по сути ничего не мешало, как это было в Сербии или Ираке, доля реального участия сил флота в боевых действиях не превышала 10-15 процентов от общего числа вылетов. Эффективность же их была заведомо ниже, чем у авиации сухопутного базирования.

Таким образом, если государство, к берегам которого посылается авианосная группа, сохраняет спокойствие и готово дать серьезный и бескомпромиссный отпор «авиа-носителям демократии», то эта страна уже выигрывает. Поскольку прогон вхолостую каждого из таких авианосцев с группой поддержки стоит колоссальных денег, при этом дает нулевой результат с военной точки зрения и отрицательный – с политической. Навязчивый призрак возможности потопления столь дорогостоящей игрушки и вовсе леденит душу Белого дома и Пентагона. Но быть может такое невозможно? Быть может группа, возглавляемая авианосцем - настоящая плавучая цитадель, неприступная с моря, из-под воды, с воздуха и с суши?

В эту игру можно играть вдвоем…

Нет, это не так. Как показал опыт американских же учений 2002 года, грозный авианосный кулак имеет шанс быть разобран по косточкам, причем отнюдь не за счет технического военного превосходства «вероятного противника». Скандал разыгрался нешуточный. Американский генерал морской пехоты Пол Ван Рипер, командуя технически отсталыми (по условиям учений) «красными», не желая играть роль мальчика для битья, в дребезги разнес ударную авианосную группу «синих». При этом на условное дно были пущены авианосец, десять крейсеров и пять больших десантных кораблей (тоже имеющих палубную авиацию). Взбешенное командование велело «переиграть» учения, однако факт остается фактом. Ни защитить флагман, ни защититься сама эскадра не смогла. И существенных изменений в боевой подготовке американских ВМС с той поры не было заметно. Комментарии излишни.

Ван Рипер - "победитель" американского флота
Ван Рипер - "победитель" американского флота
Ван Рипер - "победитель" американского флота

Что уж тут говорить о военных действиях с государствами, которым есть чем ответить и, главное, не имеющих сомнений в правильности ответных действий?

Так, скажем, для американского флота стала неприятным открытием, эффективность российских ракет «Калибр» в Сирии. Новость же о том, что эти ракетные комплексы могут размещаться на носители во всех трех стихиях, что их можно монтировать на любой траулер, и вовсе заставила командование американского флота изрядно понервничать. Поскольку отразить массированный удар подобных ракет не способна ни одна ныне действующая система ПВО. Надежда на корабли сопровождения тут тоже невелика. Став «железным щитом» вокруг авианосца, эти корабли подставляют сами себя. Как показал Фоклендский конфликт, где устаревшие аргентинские ВВС, не особо напрягаясь, потопили треть британской эскадры - вариант с затыканием грудью «ракетной амбразуры» дело накладное и бесперспективное. И ведь это не все, что приготовлено к приему гостей. Есть и куда более новые, и мощные ПКР и тяжелые торпеды. Есть морские диверсионные части…

По сути время авианосцев стремительно уходит в прошлое. Современные противокорабельные ракеты ставят на них крест. Так же как в свое время бомбардировочная и штурмовая авиация закончила эпоху линейных кораблей. Тут уместно напомнить, что изначально поддержка линкоров с воздуха как раз и была одной из главных задач первых авианосцев. Похоже, эти времена возвращаются. Охрана морских коммуникаций, разведка и защита эскадр с воздуха могут стать основными задачами будущих авианосцев. Если конечно что-то впечатляющее заставит тех, кто принимает решения, пересмотреть стратегические планы развития флотов. Пока же запредельно дорогие игрушки для больших мальчиков тешат самолюбие адмиралов, соревнующихся в длине авианосцев.

Авианосец "Джерльд Р. Форд"
Авианосец "Джерльд Р. Форд"
Авианосец "Джерльд Р. Форд"

Может ли тут что-то изменить новейший авианосец «Дж.Р.Форд»? Очень вряд ли. Конечно, этот «корабль будущего» превозносится американскими СМИ, как некое абсолютное оружие. На борту этого корабля будут располагаться новейшие F-35 -- которых нет и непонятно будут ли они; электромагнитные катапульты доведут количество взлетов до 160 – но пока сами катапульты существуют только в выставочных образцах и не готовы к реальному использованию. Противокорабельные ракеты будут сбиваться лазерным оружием… Тут можно только устроиться поудобней и запастись попкорном. Пока что действующее лазерное оружие лишь фантастическое допущение. Но вот удары по бюджету Пентагона эти проекты наносят весьма ощутимые. Изменится ли обстановка -- можно лишь гадать.

На данный же момент под американским военно-морским флагом ходит 10 многоцелевых авианосцев. Плюс к этому – недостроенный «Дж. Р. Форд». Чтобы удовлетворить тревожный интерес американского президента, сразу нужно оговориться – большая часть этих водоплавающих монстров тихо ржавеет в портах. Либо в самой Америке, либо на военно-морских базах США. Гонять их по миру просто так, для демонстрации флага - удовольствие слишком дорогое. И не слишком полезное. Однако не станем жалеть по этому поводу.

Похожие статьи: Перл Харбор: тихоокеанский гамбит