Творческий конкурс в РУДН

Одна из неприятнейших особенностей поступления на мое направление – дополнительное вступительное испытание, чаще называемое творческим конкурсом. Когда одноклассники сдали ЕГЭ и по факту стали свободными, ожидая приказы с рекомендацией к зачислению, ты в середине лета проходишь через еще одну волну стресса и пишешь дополнительный экзамен. Лично мне в какой-то момент показалось, что ЕГЭ уже далеко ничего не значит, ведь если не наберешь минимум по ДВИ, то твое ЕГЭ тебя уже не спасет, как бы хорошо ты его не написал.

Как правило, абитуриентам предлагается написать эссе на одну из предложенных тем. Реже, как например в РГГУ, испытание выглядит в виде теста. Некоторые ВУЗы предлагают пройти устное собеседование, как МГУ и МГИМО, но оно является лишь частью творческого конкурса.

Для поступления в РУДН необходимо сдать ЕГЭ по русскому языку и литературе. В июле же они устраивают два экзамена: творческое и профессиональное испытания. Максимум каждого экзамена – 100 баллов. То есть в идеале в конечном счете получить 400. Минимумы я точно не помню, они все в районе 30 баллов, можете найти информацию на сайте.

Творческое испытание – эссе. Причем, темы далеко не литературные, никто вас не попросит сделать подробный анализ «Грозы» Островского. Я помню, что раскрывала тему: что такое элита? Кто-то из моих однокурсников писал о том, есть ли будущее у России. Темы предлагались несомненно актуальные (иначе никто бы не смог ничего путного написать), но, чтобы понять их актуальность, требуется время. И чем точнее ты определишь в своей работе остроту проблемы, тем выше будет твой результат.

Из предложенных четырех или пяти тем я выбрала свою не потому что она была легче остальных (они все были равносильны), а потому что могла привести много аргументов из истории, литературы и недавних событий. Сдавала я экзамен в 2016 году, тогда летом в СМИ мелькали скандальные истории о «золотой молодежи», гоняющих на машинах и сбивающих людей. Тогда я помню, как, написав уже половину эссе, вспомнила о скандалах, и до меня наконец дошло, зачем предложили именно эту тему. У меня тогда камень с души упал, я как будто нашла ключ к мыслям составителей экзамена, поняла, что конкретно они от меня хотели. Я порассуждала на тему, почему эти ребята элитой не являются, хотя считают себя таковыми.

Профессионально испытание – это тест. На самом деле я узнала, что тест называется так пафосно, когда ждала его результат и не могла найти на отвратном сайте университета, на какой странице его выложат. Как к нему подготовиться? Честно, я не лучший советник. Я не готовилась. Тест представлял из себя 50 вопросов, каждый стоящий два балла. Ответ всегда один. Вопросы были о недавних событиях (о Евровидении, о концерте В. Гергиева в Пальмире и т. д.), два вопроса было из курса истории (у меня были вопросы о Первой мировой), вопросов так пять из курса обществознания, остальное – о различных средствах массовой информации. Вот последнее - нечто своеобразное. Спрашивали о том, кто генеральный директор какого-либо канала или издания, кто его главный редактор. Я бы советовала пролистать LifeNews, покопаться в Википедии, заучить основных его журналистов и редакторов, ибо вопросов об этом информационном агентстве было полно. Дело в том, что тогда А. Габрелянов выступал несколько раз с мастер-классами в РУДН, да и вообще на практику в Лайф студентов РУДН, как я заметила, с удовольствием берут. Кстати, как и на практику в RT, мною горячо любимом, так что тоже разберитесь в его устройстве. Я запомнила ровно половину вопросов, записала их. Если интересно, напишите на почту, я пришлю их вам. Почему это испытание называется профессиональным – я до конца так и не поняла, очень уж странное оно было. То, что оно проверяет общий кругозор (весьма специфический) - это бесспорно. И не расстраивайтесь, если напишете плохо. У нас средний балл за тест был где-то 50-60. По признанию преподавательского состава – такого высокого (я не шучу) результата у них не было уже как минимум пять лет. Я помню, что, когда я маме рассказала о вопросах, она была в полной уверенности, что я не поступлю. Но я написала, если не ошибаюсь, на 54, так что поступление было обеспечено.

Про бюджетные места – у нас их было 12, в которые входили льготники, одна олимпиадница, иностранцы и простые смертные. То есть по факту надеяться на бюджетное место было бесполезно. Хотя по какой-то странной причине в приемной комиссии мне все лето вплоть до 4 августа убеждали, что да, я точно попаду на бюджет. А потом каким-то магическим образом передо мной появилось пять человек, а мой рейтинг упал. Я не жалуюсь, это просто любопытный факт.

Мой совет – пишите этот экзамен с вдохновением. За день до него я ничего полезного не делала, я смотрела какой-то фильм и читала «Гордость и предубеждение». Поэтому на следующее утро я писала эссе «по фану», писала, как чувствовала.

Еще совет – избавьтесь от ЕГЭшных заготовок. Не надо писать заученными фразочками из сочинения по русскому языку (В заключение, я хочу сказать, в качестве первого аргумента и т.д.) Сохраните структуру, она классическая (вступление, основная часть, заключение), каждый аргумент «закругляйте», типа: этот случай из жизни *человека* доказывает, что *ваш тезис*. В общем, оригинальные фразы выделят вас из толпы «школьников», ибо представьте себя на месте проверяющего, в стотысячный раз видящий фразу «В заключение я хочу сказать».

Этот «прием» я узнала непосредственно в процессе обучения в РУДН. Однажды преподаватель мне сказала, что мое вступление слишком «общее». Я удивилась, ибо а каким еще должно быть вступление? Ведь эти «общие» фразы потом уже в ходе раскрытия темы будут превращаться в весьма конкретные. Но спорить я не стала. Через какое-то время до меня дошло, что она от меня требовала. С тех пор, каждое свое эссе я начинаю с факта или события. Лучше всего объяснить этот «прием» на примере моего эссе, которое я писала в МГИМО, хотя не очень хочется смешивать эти две темы. Можно я отложу его объяснение до нового поста о вступительном в МГИМО? Обещаю, это будет скоро, через одну запись. Те, кто набредут на этот блог сильно после публикации этих двух статей, думаю, легко найдете заголовок «Творческое испытание в МГИМО» (или как-то так).

И последнее – не волнуйтесь и не думайте, что вы делаете что-то не так. Fun fact, я настолько забила, что опоздала на экзамен! Обожаю рассказывать эту историю. Окей, я на самом деле далеко не пофигист, но я фаталист. Если что-то должно произойти, это произойдет. Это отдельная тема для разговора. Но что касается экзаменов, непосредственно в день их написания я отключаю все эмоции, концентрируюсь и веду себя как никогда уверенно, но когда напишу – то дома со мной и моим настроением и настроем творится что-то странное. Но это лучше, чем если бы на экзамене эти странности всплывали, а дома я вдруг становилась самой уверенной в себе девушкой. В общем, в день творческого испытания я настолько отключилась от реально мира, что находилась в полной уверенности в том, что экзамен начинается в 10:00. Приехала в РУДН в 9:30, а там добрая тетенька мне говорит, что экзамен уже полчаса как идет. А внутрь уже нельзя. А потом она спрашивает мою фамилию и говорит, что, если моя фамилия начинается на букву, которая в алфавитном порядке находится после «Л», то мой экзамен начнется в два часа дня. Не то что камень с души упал, айсберг перевернулся в тот момент! Так что, видимо, я должна была по какой-то причине написать этот экзамен и попасть в РУДН.

Вроде как, это все. Хочется только добавить, что приемная комиссия в РУДН работает лучше, чем комиссии в других университетах. Единственное, что от меня требовалось при подаче документов – поставить подпись. Остальное за меня заполнили второкурсники на компьютере, что было очень приятно. На все про все я потратила тридцать минут. Только не верьте всему, что вам там говорят, особенно про языки и особенно преподаватели, не повторяйте моих ошибок…