Что выбрать, "автомат", "робот" или вариатор?

30.03.2018

Если раньше при покупке авто предстояло сделать первоочередной выбор между механической и автоматической трансмиссией, то сегодня к ним добавились "робот" и вариатор. Если говорить об отечественном рынке, то на долю автоматов приходится до 40% авто.

Однако разберемся в чем плюсы и минусы автомата. К плюсам следует сразу же отнести надежность конструкции: чтобы вывести из строя АКПП нужно сильно "постараться". Автоматическая трансмиссия (особенно многоступенчатая) способна передавать на ведущие колеса большой крутящий момент. Ее гидротрансформатор позволяет эффективно гасить колебания от мотора к коробке и обратно. Эти агрегаты до капитального ремонта имеют пробег более 200 тыс. км. И, по сравнению с вариаторами, обслуживание АКПП обходится дешевле.

К минусам АКПП можно отметить более длительный разгон из-за низкой приемистости коробки. А также большая масса узлов и агрегатов коробки, которые сказываются на расходе топлива и динамике авто. У многоступенчатых АКПП случаются провалы при переходе по ступеням, которые объясняются паузой, возникающей при размыкании гидротрансформатора. КПД у "автомата" ниже и связано это с гидродинамическими потерями.

Бесступенчатая трансмиссия, вариатор, способна переключать передачи без помощи водителя. Эта трансмиссия не использует шестерни (как у АКПП), а применяет шкивы, соединенные ременной передачей. А электронная система из сервоприводов и нескольких датчиков управляет работой шкивов. К достоинствам вариаторов можно отнести отсутствие всяких рывков. И благодаря поддержанию нужных оборотов, обеспечивается эффективное использование мощности, что позволяет сократить расход топлива. А пока нога находится на педали, коробка неуязвима для любого ландшафта местности. По динамике передвижения вариатор обгоняет механику и "автомат". Вариаторы имеют самый простейший механизм. Однако самыми слабыми звеньями вариатора являются ремень, который нужно менять каждые 60 тыс. км ( в сравнении у АКПП - каждые 100 тыс.км) и датчики. Такая трансмиссия не выносит очень сильных нагрузок, поэтому ее не ставят на внедорожники.

"Робот" похож на механическую КПП, но имеет блок управления (гидро- и сервоприводы). Поэтому сами переключения происходят как у обычной механики, но без участия водителя. "Робот" очень прост в управлении (стоимость его ремонта аналогична ремонту МКПП) и практически без потерь передает крутящий момент двигателя к приводам колес. "Робот" поддерживает ручное переключение скоростей. А также имеет невысокий (как у механики) расход топлива. Но у "робота" довольно нестабильная трансмиссия, поэтому в равных условиях у разных авто она будет работать по-разному.